Репортаж | Roger Waters в Москве | СК Олимпийский| 31.08.2018


Фото: Борис Захачрук

Легендарный Роджер Уотерс закрыл европейскую часть грандиозного мирового тура Us+Them концертом в СК Олимпийский в Москве.


Роджер Уотерс всегда мыслил масштабно. Еще 50 лет (!) назад первые концерты Pink Floyd в лондонском UFO вскрывали мозг и переворачивали все внутри у посетителей не только революционными психоделическими сюрреалистическими музыкальными зарисовками, но и визуальными эффектами. А это была лишь проекция размытых кислотных изображений на музыкантов и сцену – примитивно по сегодняшним меркам, но тогда это была настоящий переворот. Подобными вещами в то же время на обратной стороне земного шара занимался Энди Уорхол, скрестив видео-арт эксперименты с шумовой экспрессией и проникновенными историями нью-йоркских улиц и подворотен в лице группы The Velvet Underground. Если для отца поп-арта все это носило характер временный —  с Лу Ридом он вскоре страшно разругался, и вектор интересов сменился в седой голове легендарного арт-трикстера еще не раз, то для Уотерса, в последующие годы ставшего основным идеологом, да и вообще главным в группе человеком, театрально-визуальная часть выступлений стала такой же важной, как и непосредственно музыкальная, обретая порой мегаломанские черты. Самым показательным моментом стал так и неосуществленный полностьюграндиозный тур  в поддержку альбома The Wall – технические возможности того времени сильно уступали широте взглядов и амбициям англичанина. Лишь в новейшее время все совпало – и пожилой уже Уотерс устраивает туры такого размаха, дороговизны и крутости, что сравниться с ним могут разве что U2, Stones и, может быть, Madonna.

То, что произошло 31 августа в Олимпийском, не забудется никогда любому из 25 тысяч пришедших. Уровень звука, света, декораций и шоу – ничего подобного лично мне не доводилось видеть и испытывать. Конечно, слышать все золотую «флойдовскую» классику, в которою удачно вплелись треки из прошлогоднего альбома маэстро, да еще в таком звуке – это истинное блаженство, дистиллированная эйфория. Но то, в каком виде все это придподнеслось, усилило кайф в разы и заставило шестеренки в голове крутиться сильнее. Уотерс – непримиримый сторонник антиглобалистких и пацифистких взглядов, и это ни для кого ни секрет. Каждое его выступление – это яркий и убедительный способ выражения этих взглядов, очень дорогой и до деталей cрежиссированный видео-арт-перфоманс, если хотите. Нечто подобное москвичи наблюдали в Парке Горького на выступлении Massive Attack, но здесь все куда масштабнее. Очень четкий политический месседж, видео-работы, слоганы, отсылки ко всем политическим и околополитическим деятелям, в том числе и к нашим —  ко «свиньям», которые правят миром, если выражаться в рамках концепции альбома Animals, классической работы Pink Floyd – все это било в десяточку и находило отклик у зрителей.

Во втором акте с потолка Олимпийского над фанзоной спустились и выросли огромные декорации-экраны в виде той самой знаменитой электростанции Баттерси со свиньей и с трубами, из которых шел дым. В то время, как со сцены исполнялись Dogs и Pigs (Three Different Ones), завод сначала улетел в космос, а затем превратился в публичную стену позора всей мировой политике с Дональдом Трампом в главной роли. Американский президент и олигарх предстал во множестве ипостасей: в виде младенца, размалеванной шлюхи, свиньи в конце концов. Изображения перемежались со вставками происходящего на сцене, где во время выступления музыканты устроили небольшую тематическую постановку в виде ужина господ хозяев мира со свиными головами. «Pigs rule the world” поднял плакат над головой свинья-Уотерс, и следом — “Fuck the Pigs!” В это же над головами зрителей поплыла надувная хрюшка с надписью Stay A Human на одном боку и «Оставайся Человеком» на другом.

В заключительном цикле программы, состоящем из второй половины Dark Side of the Moon, свинью сменил огромный темный шар и, сделав круг, и устремился прямо в пирамиду из лазеров над фанзоной. Выглядело потрясающе. И как только смолкли последние звуки Eclipse, добрых 5 минут длилась оглушающая овация.  Аплодисменты переросли в топот, потом зрители начали скандировать «Спасибо!». Уотерс стоял, прижав одну руку к сердцу, а другой смахивал слезу. «Вы невероятны, ребята. Но я должен представить вам свой бэнд. А-то совсем меня эмоции захлестнут», — признался рокер. Introduction длилось целую вечность, но никто никуда не торопился. Да и музыканты, среди которых были ударник Джо Варонкер (R.E.M.), Иэн Ритчи на саксофоне, сотрудничавший с Уотерсом ещё в середине 80-х, и бэк-вокалистки из инди-поп группы Lucio – каждый заслужил свою порцию аплодисментов. Затем настало время обязательных политических заявлений: мудрый 75 –(!)летний рокер еще раз напомнил о важности и святости Деклараций Прав Человека ООН и выразил мнение, что крымские события прошли в полном соответствии с этими самыми правами, и пусть его за это его и распнут, но так он считает и точка! Был также спич в поддержку Палестины с демонстративным надеванием арафатки, но, похоже, далеко не все поняли сути речи, а те кто понял, те не особенно и в курсе вопроса. Этот момент выглядел немного смазанным. И напоследок трибун поделился радостью, что в тот вечер Лана дел Рей стала 13-й участницей, отменившей выступлении на фестивале Meteor Festival, который должен состояться 7 сентября в Тель-Авиве, и на все эти решения Уотерс повлиял лично и воспринимает их как личные победы в том числе.  Логично подведя к бису, Роджер исполнил обязательную агитку The Bravery of Being Out Of Range  с дополнительным куплетом и, конечно же, Comfortably Numb – ставшей финальным пиком этого запоминающегося вечера. Долго еще держали эмоции, и непонятно было, как возвращаться в обычную жизнь мегаполиса. Эпичное и мощное завершение лучшего лета в столице за долгие годы.

В перерыве между первой и второй частями на экран проецировались бесконечные лозунги с начальным словом Resist. И сопротивляться предлагалось огромному списку мирового зла: Марку Цукербергу, главе ЦРУ Джине Хаспел/, мировой олигархии,  антисемитизму, расизму и т.д.. А также  нео-национализму, олицетворением которого в Америке является вездесущий Трамп, в Венгрии – Орбан, во Франции — Ле Пен, а в России – (внимание!) Путин, но со знаком вопроса. Лозунги, и этот особенно, вызывали живое одобрение, люди понимающие кивали головой и кричали yeah. Но понятное дело — счастливые и взбудораженные зрители разбредутся домой спатеньки, а старик Уотерс будет воевать до последнего вздоха, чем он всю жизнь и занимается.

И последнее. Во время исполнения Another Brick In The Wall на сцену вышел детский хор. «Это ваши дети, московские. Вы можете ими гордиться»,  — представил Роджер детишек. Хотелось бы, чтобы дети эти гордились со временем нами. Думается, что именно это, помимо прочего, и хотел сказать своим шоу великий рокер.




Комментарии