Dirt — второй по счёту студийный альбом одной из самых ярких команд, представляющих Сиэтлское музыкальное движение начала 90-х годов, группы Alice in Chains.
Работа над альбомом началась весной 1992 года, после чего он занял 6-е место по оценке Billboard 200, а так же был четырёхкратно удостоен статуса платинового альбома в США, достигнув 5 миллионов копий продаж по всему миру. Давайте попробуем разобраться, почему?

Alice In Chains — Dirt (1992)

Уже глядя на обложку альбома, застываешь в предвкушении квинтэссенции мрачной красоты и как всегда честного исполнения Лейна Стэйли.

1. Them Bones

Композиция Them Bones, открывающая альбом, начинается стремительной и резкой гитарной партией, с первых же секунд сопровождающейся тревожным вокалом Лейна Стэйли. Напряжение не спадает ни на секунду, на второй минуте переходя в великолепное гитарное соло Джерри Картнелла.
Лейтмотивом композиции, написанной гитаристом группы Джерри Кантреллом, являются строки:
I believe them bones are me,
Some say we’re born into the grave

Наверное, так и должна звучать композиция, обращающаяся к размышлениям о бренности жизни, и обрывающаяся через две с половиной минуты так же резко, как и началась, подводя слушателя к следующему треку.

2. Dam That River

Dam That River- вторая композиция альбома открывается плотным, дрожащим гитарным звуком, по стилистике напоминая предыдущей трек альбома “Them Bones”, агрессивное, напористое звучание мощных рифов не даёт слушателю расслабиться.

3. Rain When I Die

Rain When I Die- на мой взгляд, одна из лучших композиций альбома. Чуть более размеренное вступление, тягучие ноты утяжеляющиеся в конце, после чего в игру вступает вокал Лейна Стэйли. Довольно необычная мелодичность трека, особенно хорошо раскрывающаяся в припеве, заставляет моментально подхватывать строки: “Did she call my name? I think it’s gonna rain When I die”, исполненные в великолепной манере Лейна Стэйли.

4. Down in a Hole

Down in a Hole- несомненно самая мелодичная композиция альбома. Чистая, лёгкая акустическая мелодия открывает композицию с мягким вокалом Лейна. Ближе к припеву чистота гитарного звука улетучивается, оставляя лишь саму мелодию, но исполненную уже менее чётким, но по прежнему сильным и уверенным гитарным звуком. “Down in a Hole” одна из тех композиций, в которые влюбляешься мгновенно, с первого же прослушивания.
Стоит отметить необычайную красоту лирики, написанной Джерри Кантрелл. Текст переполнен чарующими грустными картинами с налётом мрачных эпитетов.
The stones in their place
I’ve eaten the sun so my tongue
Has been burned of the taste

5. Sickman

Sickman- пятая по счёту композиция альбома начинается с небольшого ритмичного вступления и тут же переключается на дрожащий гитарный звук. В ходе исполнения скорость композиции непрерывно меняется, то ускоряясь до ритмов “Them Bones”, то переходя к спокойному размеренному ритму. Голос Лейна то переполняется вызывающей агрессией, то звучит угнетённо и глубоко в атмосфере мрачной безысходности, что создаёт впечатление, пожалуй, самой хаотичной композиции всего альбома.

6. Rooster

Rooster- очередная довольно мелодичная композиция, обращённая по словам самого Джерри Кантрелл к своему отцу, участнику Вьетнамской войны. “Rooster”- это великолепный пример мелодичности, которая плавно переходит в тяжёлые гитарные рифы, сильный и чистый вокал Лейна и снова умиротворённые звуки гитары и ритм- секции.

7. Junkhead

Junkhead- открывает нетороплтвое вступление, с непринуждённо звучащим голосом Лейна Стэйли. Пожалуй эту композицию стоит хорошенько “распробовать”, так как любовь к ней может прийти далеко не сразу. Под тяжёлым гитарным звуком скрывается довольно красивая мелодия, это сочетание всегда являлось отличительной чертой Alice in Chains.
Примечательна эта композиция и тем, что она на ряду с “Dirt”, “Angry Chair”, “Would?” и с некоторыми другими композициями альбома открывает серию, повествующую о наркотической зависимости, с которой, как известно, долгие годы безуспешно боролся Лейн Стэйли.
What’s my drug of choice?
Well, what have you got?
I don’t go broke
And I do it a lot
I do it a lot, yeah

8. Dirt

Dirt- восьмая по счёту композиция альбома отличается наиболее тёмным и тревожным звучанием, выдержана в едином ритме, в ней особенно чувствуется некоторая искажённость сознания, вызванная многолетней героиновой зависимостью Лейна Стэйли. Тут стоит особое внимание уделить лирике композиции, попытаюсь сложить всю эту довольно мрачную мозаику воедино.

9. God Smack

God Smack- продолжает серию композиций, повествующих о наркотической зависимости. Вокальное сопровождение представляется слегка искажённым, но более чистым в припеве. В этой композиции инструментальный звук отходит на второй план, основное внимание остаётся прикованным к вокалу Лейна, что позволяет в не меньшей степени оценить лирику.

10. Iron Gland

IronGland- 43- секундное интро в духе Black Sabbath, трек, присутствующий не во всех релизах альбома, в некоторых версиях известный под названием Intro (Dream Sequence).

11. Hate to Feel

Hate to Feel- в этом треке Лейн рассказывает о своей наркотической зависимости:
All this time I swore I’d never
Be like my old man
What the hey it’s time to face
Exactly who I am

Исключительно честная лирика Лейна Стэйли и довольно агрессивные рифы делают эту композицию яркой, ничем не уступающей “Dirt” и “God Smack”.

12. Angry Chair

Angry Chair- моментально интригует своим вступлением, после чего продолжается мощным вокалом Лейна с несколькими метафоричными строками. В этом треке угадывался концертный успех. Примечательно, что на этот раз не только текст, но и музыка была написана Лейном Стэйли.

13. Would?

Would?- достойно завершающая альбом композиция. Своего рода итог всего альбома, как и последняя композиция, повествующая о наркотической зависимости. Начальный гитарный риф звучит весьма привлекательно, слегка отчуждённый, но как всегда чистый голос Лейна Стэйли, заставляют внимательно вслушиваться в каждую ноту.

Итоги

Альбом оставляет после себя ощущение полного проникновения во внутренний мир AIC, которые не старались в чём- то угодить слушателю, а просто отразили в чём- то мрачную, в чём- то непривлекательно отталкивающую реальность.
К сожалению, никак нельзя обойти тему героиновой зависимости, которая лейтмотивом проходит через ряд композиций альбома. Тот факт, что от наркотической зависимости страдал не только вокалист группы Лейн Стейли, но и басист Марк Старр, не мог не отразиться на общем настроении альбома. Но как бы там ни было, альбом, на мой взгляд, получился полным тёмного предчувствия, в чём- то брутальный, но в целом интимно- честный.

“Dirt” пожалуй, является наиболее полным альбом AIC, содержащим не только гранжевое звучание, но и кристально чистую мелодичность, при этом, не теряя особого интимного контакта со слушателем, который не свойственен слишком гладким и технически отточенным альбомам (как например, “Above” от Mad Season).

Хорош альбом и тем, что содержит огромное количество культовых композиций, вошедших позднее в одноимённые синглы: “Them Bones”, “Rooster”, “Angry Chair”, “Down in a Hole”, “Would?”.
Пожалуй, именно этот альбом как нельзя лучше подойдёт для первого знакомства с группой, у кого оно ещё не произошло много лет назад. Словом, это великолепный альбом как среди всего направления гранж, так и среди прочих альбомов AIC.

Media