Уже больше года прошло с тех пор, как я открыла для себя советский рок. Я не оговорилась: именно советский рок, а не только русский, потому что, во-первых, большой интерес у меня вызывает именно та рок-музыка, которая появлялась в СССР до его распада, а во-вторых, её география не ограничивается лишь РСФСР (то есть территорией Российской Федерации). В расширении музыкального кругозора большую помощь мне оказала книга Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока», благодаря которой я и узнала, что даже понятие «русский рок» не ограничивается такими массово известными группами, как «Аквариум», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «ДДТ», «Алиса»

Кстати, об «Алисе»: в той самой монографии упоминается только один их альбом – «Энергия» 1985 года. Будучи большой любительницей творчества «Алисы» времён 80-х и первой половины 90-х годов, я бы на месте Кушнира, пожалуй, не смогла определиться с выбором единственного альбома группы: на мой взгляд, каждый из них от «Кривозеркалья» (формально именно он был дебютом «Алисы», когда Константина Кинчева ещё не было в команде) до «Чёрной метки» достоин отдельного рассказа, в том числе и «Шестой лесничий», которому в этом году исполняется 25 лет.

Алиса — Шестой лесничий (1989)




алиса шестой лесничий 1989 рецензия


1. Новый метод
2. Тыр-тыр-тыр (Тоталитарный рэп)
3. Шестой лесничий
4. Театр теней
5. Аэробика
6. Только этот день (Осеннее солнце)
7. Солнце за нас
8. Стерх

Выше упомянутая нововолновая «Энергия» полна задора и юмора, в хард-роковой «Блокаде» (иногда значащейся как «Блок ада») 1987 года присутствует дух героизма и сопутствующего ему трагизма – «Шестой лесничий» 1989 года объединил в себе качества двух своих предшественников. Самым ярким примером этому может служить песня «Тыр-тыр-тыр», больше известная в народе под названием «Тоталитарный рэп». В ней Константин Кинчев под острые гитарные запилы Игоря Чумычкина доступным языком объясняет, что такое тоталитарный режим, к чему прилагается добрый стёб над коллегами по Ленинградскому рок-клубу.

Так уж сложилась история, что советский рок порой трудно рассматривать вне исторического контекста, и альбомы конца 80-х годов не являются исключением. Возвращаясь к «Шестому лесничему», можно отметить ещё две песни, в которых так или иначе упоминается перестройка: «Новый метод», изобилующий лозунгами тех лет, и менее прямолинейную «Аэробику» (песня «Шестой лесничий» не в счёт: под «шестым лесничим, Мишей из города скрипящих статуй» имелось в виду не больше, чем цитата из песни «Аквариума»). Кстати, «Аэробика» единственная из альбома удостоилась чести иметь за собой видеоклип, и снял его на тот момент не известный широкой публике Константин Эрнст – он даже ещё не вёл свою передачу «Матадор» о кино, не говоря уже о занятии высоких должностей.

Видео на «Аэробику» получилось стильное. По мне, оно вообще вытянуло не самую лучшую, на мой взгляд, песню «Алисы» – гораздо больше мне на альбоме нравятся демоническая «Театр теней» и лиричная «Только этот день». Если же постараться рассмотреть песни из «Шестого лесничего» с точки зрения влияния на дальнейшее творчество группы, то я бы выделила три из них: выше упомянутую «Тыр-тыр-тыр», «Солнце за нас» и «Стерх».

«Солнце за нас» Константин Кинчев сочинил в 1988 году, посвятив её переживавшему не лучшие времена Александру Башлачёву – одному из своих друзей, который вскоре погиб. Следующий студийный альбом «Алисы», который обозначит новый этап в творчестве коллектива, получит своё название в память о Башлачёве – «Шабаш» (от «саШАБАШлачёв»).

Что касается песни «Стерх», то я искренне считаю, что это наш ответ Stairway to Heaven Led Zeppelin: музыка в ней также набирает мощь постепенно, чтобы под конец обрушиться на слушателя лавиной, а текст является прекрасным объектом для дискуссий между особыми любителями искать смысл не столько в строках, сколько между строк. Услышав её в первый раз, я была сильно поражена: мне, фактически выросшей на зарубежной (по большей части англоязычной) музыке и избалованной ею, в голову не могло прийти, что у нас тоже могут такое сочинять.

Вообще я заинтересовалась советским роком именно благодаря «Алисе» (творчество группы «Кино», которым я и до этого баловалась, почему-то такого влияния оказать не смогло). Троица «Энергия»-«Блокада»-«Шестой лесничий» сыграла в этом большую роль, как и видеозаписи с выступлениями «Алисы», среди которых есть в наличии и концерт (по сути являющийся презентацией альбома «Шестой лесничий»), состоявшийся в рамках 6-ого фестиваля Ленинградского рок-клуба. Пусть он и подытожит сию статью, как это сделал «Шестой лесничий» по отношению к репертуару «Алисы» 80-х годов.