«Кто сеял зло, пожнёт позор и горе». Франсуа Вийон.

Новый альбом Александра «Бранимира» Паршикова будет не так интересен людям, хорошо знакомым с его творчеством. А тем, кто только начинает вслушиваться в его песни, как я, например, — вполне. Почему так? Дело в том, что в альбом Жить на глубине вошли песни Бранимира 2005-2008 годов, большая часть которых уже известна по альбому Отцвели глаза твои (2008). Теперь музыкант решил, что называется, творчески переосмыслить их, что и сделал на волгоградской студии, в одиночку записав партии всех (!) инструментов. При этом изменения коснулись не только звука и аранжировок, но и текстовой составляющей. Снизился богоборческий пафос некоторых вещей. Так, в песне Сука вместо популярного выражения «господня срань» появилась маловразумительная «принцессья срань», а в песне Был умирает уже не Бог, а просто старый пёс («бездыханный догги в яме лежит»). Возможно, не обошлось без традиционной английской игры слов «god»-«dog»… Что ж, время идёт, у человека за 8-10 лет мировоззрение может поменяться и ещё более радикально, так что ничего удивительного в таких метаморфозах нет.

Вообще альбом Жить на глубине по задумке Бранимира должен стать второй частью трилогии Песни утопающих. Содержание песен вполне соответствует названию. Мрачные картины провинциального быта, балансирующие на грани экзистенциального ужаса, — это действительно жизнь на глубине, беспросветный и вполне осязаемый мрак. Этакое повседневное зло. А кто сеет его, неизменно будет пожинать позор и горе, как гласит цитата из Франсуа Вийона, которую сам Бранимир назвал определяющей для всей пластинки. При этом автор не впадает в морализаторство и не ищет виноватых, а даёт нам что-то наподобие очерков с натуры, щедро сдобренных сильными метафорами и крепким словцом.

Тексты Бранимира – удивительная вещь. В них органично сочетаются высокая поэзия и жёсткое бытописательство, христианские и фольклорные мотивы, нецензурщина, яркие метафоры и ёмкие запоминающиеся афоризмы («Человек человеку не брат, человек человеку – Брут» и т.п.). В высшей степени достойное развитие традиций отечественной школы бард-рока (если такая, конечно, существует). Единственное, что «ломало» при прослушивании это вокал, насколько же узнаваемый, настолько и неприятный. А с другой стороны – разве о подобных вещах можно петь чистым, выхолощенным голоском? Башлачёв кричал, Летов выл, а Бранимир хрипит. И очень убедительно хрипит.

Напоследок остаётся лишь задаться вопросом: как выжить в этом аду? В песнях альбома Жить на глубине мы вряд ли найдём ответ на этот вопрос. Думаю, ситуацию должна прояснить завершающая часть трилогии, которая так и будет называться – Спасение. Что ж, остаётся лишь ждать её с нетерпением и не забывать, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих!