История Clutch насчитывает уже более двух десятков лет. Все это время они не меняли состав, не распадались, не прекращали выпуск альбомов и внесли гигантский вклад в становление стоунер рока. По аналогии с Allman Brothers Band, Clutch можно смело назвать архитекторами стоунер рока. Они никогда не стояли на месте – от пост-хардкора и элементов хип-хопа до тяжелого блюза с хаммондом – как будто нанизывают на шампур различные элементы и поджаривают его на фирменном груве. И будьте уверены, что бы там ни было на шампуре – это будет очень вкусно.
01. The Affidavit
02. X-Ray Visions
03. Firebirds!
04. A Quick Death In Texas
05. Sucker For The Witch
06. Your Love Is Incarceration
07. Doom Saloon
08. Our Lady Of Electric Light
09. Noble Savage
10. Behold The Colossus
11. Decapitation Blues
12. Son Of Virginia
Вообще, условно говоря, можно произвести некую градацию звучания группы по этапам. Всего их три: первый – с 19993 по 2001, второй – с 2004 по 2009 и третий – с 2013. Повторюсь, это очень условно. Самый триумфальный этап, безусловно, второй. Именно в это время вышла большая часть их классических работ, и пришло признание как абсолютно культовой группы. Этим подъемом парни были обязаны блюзу – они ассимилировали его в свою музыкальную формулу и получили на выходе крышесносящий саунд, добавьте сюда вокал «сумасшедшего проповедника» Нила Фэллона и вот она — Вальгалла. Вместо тысячи слов просто послушайте Regulator.
С выходом в 2009 году Strange Cousins From The West группа подвела некую черту, и за последующие четыре года саунд коллектива снова претерпел трансформацию. Результатом явился быстрый и довольно агрессивный Earth Rocker. Нет, это не смена курса, это, скорее, эволюционное развитие, хотя возвращение к более резким и бескомпромиссным 90-м, конечно, чувствовалось. Psychic Warfare как раз и является логическим продолжением такого подхода, а заглавную «X-Ray Visions» можно назвать прямо таки музыкальной иллюстрацией – быстрая, громкая, с параноидальным текстом и галопирующим рифом, эдакая открытка.
Но не стоит думать, что альбом получился шаблонным. Например, на «A Quick Death In Texas» и «Your Love Is Incarceration» парни звучат как «прифанкованные» ZZ Top, ну, может немного ускоренные. А в «Noble Savage» отчетливо распознается неистовство и фатализм Motorhead. Вообще Motorhead в музыке Clutch стало заметно больше, да и между Фэллоном и Лемми есть что-то общее.
Помимо классических вещей для Clutch, таких как «Sucker For The Witch» и «Behold The Colossus», которые получились неплохими, но совсем не яркими, на всех альбомах команды, начиная с 2004 года, есть один-два просто убойных блюзовых номера. На Psychic Warfare это «Doom Saloon», «Our Lady Of Electric Light» и «Son Of Virginia».
«Doom Saloon»… просто образцовая вещь. Идеальный саундтрек к какому-нибудь бесшабашному вестерну. Я бы на месте Тарантино обязательно включил ее в «Омерзительную Восьмерку». Размашистый неспешный ритм, плачущий электрослайд и характерный риф переносят слушателя на пустынные равнины американского запада. Низкий и брутальный вокал Фэллона ложится просто идеально. Черт, наступит ли этот день, когда Фэллон выпустит альбом акустического блюза? Я не знаю, но очень сильно этого жду.
Заключительная «Son Of Virginia» начинается как созерцательный, немного психоделический блюз, а в середине превращается в образцовый стоунер рок высочайшей пробы. Нетривиальная соло-гитара лишь подчеркивает находчивость и смелость коллектива. Как я уже написал выше, они никогда не стоят на месте и не почивают на лаврах.
В итоге мы имеем очередной классный альбом от Clutch. Я думаю, не нужно уточнять, что словосочетание «очередной классный альбом» применимо к весьма небольшому количеству рок групп. И даже несмотря на то, что лично мне их новый курс не совсем по душе, должен признать – Clutch nailed it again!