Интересно, а будут ли люди в будущем читать сказки? Ну, своим детям на ночь или же просто так для себя? «А зачем детям сказки?» — спросят некоторые в век андроидов и айпадов. «Сказка — ложь, да в ней намёк», — народная мудрость никогда не ошибается. Множество мультфильмов снято по сказкам, да и фильмов тоже. Многие детские игры созданы на основе сказок. Рок-музыканты тоже не брезгуют сказками: чего стоит постоянное цитирование «Алисы в стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье»… «Красные башмаки» Ганса Христиана Андерсена уступают по популярности нетленкам Льюиса Кэрролла, однако и они успели отметиться в мире рока — спасибо одноименному альбому Кейт Буш The Red Shoes, который вышел в 1993 году.

Kate Bush — The Red Shoes (1993)



Рецензия на альбом Kate Bush - The Red Shoes (1993)


1. Rubberband Girl
2. And So Is Love
3. Eat The Music
4. Moments Of Pleasure
5. The Song of Solomon
6. Lily
7. The Red Shoes
8. Top of the City
9. Constellation of the Heart
10. Big Stripey Lie
11. Why Should I Love You?
12. You’re the One

Кейт Буш у нас знают по хитам Don’t Give Up (дуэту с Питером Гэбриэлом), Running Up That Hill (A Deal With God) и Babooshka — во всяком случае, по радио больше я ничего из репертуара Буш, не считая менее известной Army Dreamers, звучавшей на уже канувшем в Лету «Финам ФМ», не слышала. Когда в какой-то момент мне стало интересно творчество Кейт, я с ужасом заметила, что, на мой взгляд, всё самое лучшее из её творчества осталось незамеченным — во всяком случае, у нас. Что именно? Четыре альбома, которые вышли последовательно с 1982 по 1993 год: истеричный The Dreaming (1982), более хитовый, но при этом не менее концептуальный Hounds Of Love (1985), загадочный The Sensual World (1989) и The Red Shoes (1993). Каждый из них достоин отдельной статьи, но я решила остановиться на последнем из них вследствие его особенной истории.

Из тех четырёх альбомов, которые я отметила для себя в творчестве Кейт Буш, The Red Shoes самый попсовый. Я думаю, даже неискушённый слушатель бы это заметил: уверена, что почти все песни из The Red Shoes нашли бы себе место в радиостанциях типа «Радио 7» или «Best FM». Rubberband Girl? Вполне себе милый поп-рок, который делали на стыке 80-х и 90-х годов. And So Is Love? Типичная женская баллада. От Why Should I Love You? у меня вообще такое впечатление, что это подарок Марайи Кери. Но давайте копнём глубже, а именно почитаем текст ещё одной баллады, которая называется Moments Of Pleasure:

And I can hear my mother saying
«Every old sock meets an old shoe»
Isn’t that a great saying?
«Every old sock meets an old shoe»
Here come the Hills of Time

Hey there Maureen,

Hey there Bubba,
Dancing down the aisle of a plane,

It’s Murph, playing his guitar refrain,

Hey there Teddy,
Spinning in the chair at Abbey Road,

Hey there Michael,
Do you really love me?

Hey there Bill,
Could you turn the lights up?

Темы большинства песен Кейт Буш (а тексты к ним она пишет сама), стоит отметить, весьма нетривиальны: рассказ от лица главной героини романа Эмили Бронте «Грозовой перевал» в Wuthering Heights, страх наступления атомной войны в Breathing, неожиданное раскрытие истинной сущности прекрасного незнакомца в Heads We’re Dancing… Исключением не стали и песни из альбома The Red Shoes. Например, имена, которые вы видите в тексте Moments Of Pleasure — это не просто имена. В этой песне Кейт помянула всех тех, кого она похоронила в начале 90-х, а именно своих родственников и, так сказать, членов её команды… Работа над The Red Shoes была-таки завершена, фильм The Line, the Cross and the Curve вышел в свет, но второму гастрольному туру в карьере Кейт не суждено было случиться, ради которого был взят курс на упрощение аранжировок к песням (их сложность была одной из причин её редких концертов).

Работа The Line, the Cross and the Curve достойна отдельного внимания. На мой взгляд, это самый настоящий фильм, хоть и воспринимаемый иногда как сборник клипов на песни из The Red Shoes, а именно (в порядке появления): Rubberband Girl, And So Is Love, The Red Shoes, Lily, Moments Of Pleasure, Eat the Music. Мне кажется, что в качестве отдельных видео можно полноценно воспринимать разве что клипы на Rubberband Girl и The Red Shoes, а вот остальные в этой роли смотрятся странно. Например, когда я нашла в Ютюбе клип на Moments Of Pleasure, ещё не зная, откуда у него ноги растут, я всё никак не могла понять, что в нём происходит, особенно после того, как я прочла текст песни… Если же вас вдруг не увлекут ни злая танцовщица в исполнении Миранды Ричардсон, ни персонаж Линдсея Кэмпа (легендарная личность, между прочим: он учил сценическому искусству самого Дэвида Боуи и, кстати, Кейт Буш тоже), ни африканские пляски, ни женская мини-драка в конце фильма, то в качестве альтернативного представления эпохи The Red Shoes могу предложить вам американскую версию видео на Rubberband Girl, которая лично мне куда ближе, чем британская.

Как часто бывает, самое интересное осталось за кадром. В The Line, the Cross and the Curve «засветилась» фактически только первая половина альбома — именно ей выпала честь представления всего The Red Shoes. За бортом остались такие прекрасные песни, как Top of the City, Constellation of the Heart (моя любимая из альбома) и You’re the One, а также Show a little Devotion, попавшая в сингл Rubberband Girl в качестве би-сайда. Но самое ужасное не это. Впоследствии фильм The Line, the Cross and the Curve Кейт называла не иначе, как «a load of bollocks» (видимо, что-то вроде «чуши собачьей»), а часть песен из The Red Shoes вместе с некоторыми песнями из The Sensual World были переделаны в 2011 году так, как Кейт Буш хотела бы их исполнить на тот момент, и включены в сборник Director’s Cut. Невольно напрашивается аналогия с концовкой The Line, the Cross and the Curve, где Кейт разбивает зеркало и убегает прочь, окончательно избавившись от проклятия, а танцовщица погибает под грудой камней и пыли с красными танцевальными туфлями на её ножках…

Следующий за The Red Shoes альбом Aerial вышел спустя 12 лет. Роковым (в плохом смысле) он, к счастью, не стал: его запись проходила в гораздо более светлой атмосфере. Сказкой его назвать вполне можно, особенно его вторую часть, но это уже совсем другая история.

Kate Bush — The Line, The Cross and The Curve