По словам Ники Уайра, Manic Street Preachers не смогут взять и однажды начать почивать на лаврах. «Мы просто будем продолжать выпускать альбомы и играть концерты», заявляет бас-гитарист и автор большинства текстов группы. Futurology — новая глава в истории MSP, новая попытка написать идеальную для своего времени протестную песню, а также крайне любопытная попытка скрестить гитарную английскую школу с более электронной европейской.

Решение записать альбом не только в собственной студии Faster, но и в культовой Hansa Tonstudio (подарившей нам, кроме прочего, альбомы Low и Heroes из бессмертной «берлинской трилогии» Дэвида Боуи) в таком свете выглядит предельно логичным. Стремление сыграть на контрасте с более акустической пластинкой Rewind the Film, предшествовавшей Futurology, здесь чувствуется в каждой ноте. Прислушаемся к ним повнимательнее и постараемся узнать «мэников» во всех тонкостях их современного амплуа.

Manic Street Preachers — Futurology (2014)


1. Futurology

Наш экскурс в будущее (где, к слову, многое оказывается хорошо забытым прошлым) начинается с ритмичного номера со вполне себе ютушными припевами. Настроение у песни явно светлое и оптимистичное — отзвучав, Futurology оставляет стойкое ощущение в духе «продолжение следует».

2. Walk Me to the Bridge

А следует оно с уже знакомым нам синглом Walk Me to the Bridge. Это стадионный гимн с «большими» припевами и твёрдыми, мрачноватыми куплетами. Композиция способна воодушевить не хуже, чем вид величественного европейского моста, и на альбоме она явно занимает свое место.

3. Let’s Go to War

Глухие ударные, перегруженный бас и слоистые гитары призывают нас отправиться на войну (разумеется, не в прямом смысле) в этом невеселом номере, гармония которого навевает ассоциации с «горным королем» Грига.

4. The Next Jet to Leave Moscow

Вслед за призывом на фронтовую мэники предлагают нам последний рейс из Москвы. Эта стремительная, но тихая композиция замечательно передает ощущение полета, являясь красноречивым примером настоящего современного пост-панка — проникновенного, но холодного, ритмичного, но сдержанного.

5. Europa Geht Durch Mich

«Европа проходит сквозь нас» несколько угрюмым, но в то же время оживленным краутроковым маршем. Вокальные обязанности в этой композиции были перераспределены между Джеймсом Дином Брэдфилдом и Ниной Хосс, известной немецкой актрисой. Строки из припева, посвящённого небу и мечтам старого света, еще откликнуться эхом на других композициях альбома.

6. Divine Youth

Не то колокола, не то гитарные ноты открывают лёгкую и медленную «божественную юность». Забавные восьмидесятные синтезаторы придают и без того грациозной вещи мечтательность и расслабленность. Единственными напряжёнными участниками этого музыкального действа (главную роль в котором, кстати, сыграла вокалистка Джорджия Рут) остались Джеймс Дин Брэдфилд с его более экспрессивным голосом, да Шон Мур с его вкраплениями маршевых ударных.

7. Sex, Power, Love and Money

Мощный гибрид рока и новой волны, Sex, Power, Love and Money можно с лёгкостью назвать одним из самых сильных моментов Futurology. Ну а строка Ники Уайра we could have been heroes but failure is more fun («мы могли быть героями, но быть неудачниками интереснее») может запросто войти в резонанс с настроением нескольких поколений.

8. Dreaming a City (Hugheskova)

Джеймс Дин Брэдфилд заметил, что на его работу над Futurology наиболее сильное влияние оказал третий альбом Empires and Dance звёзд шотландской новой волны Simple Minds. Вступительная же басовая линия Ники Уайра, одновременно служащая основной темой «Юзовки» (современный Донецк), была явно написана под влиянием инструментала Theme for Great Cities с четвёртого альбома Sons and Fascination/Sister Feelings Call все тех же Simple Minds. Подобно Sex, Power, Love and Money, эта композиция также является одним из лучших моментов диска и доказывает, что новая волна продолжает жить во многом благодаря таким мастерам, как MSP.

9. Black Square

Черный квадрат Казимира Малевича дал имя еще одному new wave/post punk-номеру с замечательными клавишными и минимализированной гитарой, которая более-менее расходится лишь к контрастному проигрышу. Отдаленно напоминая пинкфлойдовский On the Run, проигрыш внезапно выпадает из общего ритма и так же внезапно в него возвращается.

10. Between the Clock and the Bed

Стилистика предыдущего номера продолжается и здесь. Первые слова, спетые фронтменом Scritti Politti Грином Гартсайдом, могут легко сбить слушателя с толку и вызвать в памяти образ Фила Коллинза. Кстати, обильно обработанный звук барабанов вполне вписывается в концепцию экс-ударника Genesis, так что, быть может, и без его влияния тут не обошлось. Или без влияния Public Image Ltd., чей звук ударных, кстати, здорово вдохновил старика Фила в начале восьмидесятых.

11. Misguided Missile

Холодный старт заплутавшей ракете обеспечивают синтетические звуки основной темы трэка. Краутроковые синтезаторы на втором плане добавляют проигрышам Misguided Missile драматизма, а стадионные припевы здорово с ними контрастируют.

12. The View from Stow Hill

Столь любимое мной сочетание электроники и акустики отвечает за создание музыкального полотна этой грустной песни. Ее припевы проясняются, чтобы затем вновь вернуться к настроению куплета, усиленному гитарными проигрышами и новой порцией атмосферных синтезаторов. В каком-то смысле The View from Stow Hill отсылает нас ко временам альбома Lifeblood, к которому я, в отличие от самих мэников, отношусь с искренней теплотой.

13. Mayakovsky

Завершается наше занятие по футурологии посвящением, вероятно, одному из лучших поэтов XX-го века — Владимиру Маяковскому. Его фамилия звучит откуда-то издалека и разносится рефреном над экспрессивными ударными, серьёзным басом и разнообразной гитарой. Оставленный слушателю на сладкое инструментальный опус подталкивает к тому, чтобы все выводы были сделаны сугубо в пользу нового детища MSP.


Не зря валлийцы предпочли начать обкатку центральных песен пластинки более чем за три месяца до ее официального релиза. Концертное исполнение Europa Geht Durch Mich, Futurology и Let’s Go to War
держало слушателей в тонусе, а выпуск сингла Walk Me to the Bridge окончательно утвердил новый курс MSP, в котором на равных правах ужились пост-панк, краутрок, новая волна, отголоски бритпопа и арена-рок.

Итог — теперь в каталоге Manic Street Preachers есть настоящий берлинский альбом, который, однако, неподготовленному слушателю сперва может показаться не совсем понятным. Но в том-то и магия — к Futurology необходимо возвращаться снова и снова, чтобы лучше прочувствовать его холодную индустриальную красоту. Да и музыка «маниакальных уличных проповедников» всегда была столько же для головы, сколько и для ног.

5/5.