Ожидать альбом от любимой группы всегда и легко, и тяжело одновременно. Особенно, если в прошлый раз из-под их пера вышел самый настоящий шедевр. Всегда есть риск или ослепленным забрать «Круто!», или заклеймить отстоем. Но и то, и другое было бы неуважением к Оргии Праведников.

Пожалуй, лучшая русская группа 2000-х, 6 лет назад они были на невиданном подъеме. Выпустили, наверное, лучший русский альбом со времён «Русского…» БГ и «Чужой земли» Наутилуса и всем своим видом готовились к новым победам. Как мы знаем, список их оказался впоследствии скромен — две песни в ротации на НАШЕм, один сет на НАШЕствии, один сингл в номинации на премию «Чартова Дюжина». Незаслуженно мало для такого поэтического и музыкального титана как Сергей Калугин. В таких условиях только и остаётся, что со скорбным мужеством вновь следовать своему девизу — «Свобода в служении». И готовить новый альбом.


Рецензия на альбом | Оргия Праведников - Для тех, кто видит сны Vol.2 (2016) фото


Flores de Muertos
Вдаль, по синей воде
Звёздной тропой
Чёрная земля
Эпитафия II
Русский экстрим
78-й
Окна
Рыцари неба
Для тех, кто видит сны
REX

Поскольку задача стояла создать продолжение шедевра, том второй, то можно ожидать, что это будет развитие темы сна — и смерти. Ведь в 2010 году с нами прощались песней «Вперёд и вверх» о камикадзе. А смысл камикадзе — в гибели. И начинается альбом с «Цветов мёртвых» — интродукции декламационного характера с цитатами из Откровения. Не столь прямолинейно, как «Гимном», но нас вводят в новое состояние – посмертное. К сожалению, оно не так ошеломляет, как весть о Воскресении годы назад. Въехать в альбом будет труднее.

Впрочем, трудно с «Оргией» будет всегда. Сергей Калугин – слишком большой нонконформист и слишком хорошо образован для значительной части радио-аудитории. Интернет с его богатой альтернативной культурой оказался восприимчивее к сложному симфонизму творчества группы. Которое никуда не делось на сиквеле и вновь являет себя и в трагической «Вдаль по синей воде», и в жутковатой «Звездной тропой». Из песен гордого цикла о «шитроке» сюда попали «Черная земля» и «Русский экстрим», прямые наследницы творчества одновременно Летова и групп Sepultura и Testament. Все-таки молотилово в обеих песнях куда сложнее и прихотливее, нежели в обыкновенном говнороке. Все ровно затем, чтобы в финале альбома прозвучал римейк старого хита «Rex» отлично объясняюшего, что такое стиль Оргии Праведников. Сложный, тяжелый реквием на латыни, который получился достойным Therion.

Но самое важное из высказываний на альбоме – это «78-й». Обманчиво прикидывающаяся детским воспоминанием песня о Золотом веке, давно утраченном и невозвратимом. С другой стороны, «мне кажется с тех пор, что жизнь моя приснилась мне и снится до сих пор». Я уже говорил, что главная тема альбома — тема посмертия, осознания того, что жизнь закончилась. В «Синей воде» это просто самовольное окончание жизненного пути большим морским походом в одиночку. В «Чёрной земле» — крик заживо похроненного. В «Окнах» — это тоскливый взгляд жизни на смерть. А в «78-м» — рывок назад, к жизни. Обратно в Икстлан. Как если бы после клинической смерти вдруг что-то вернуло. И смерть снова оказывается сном в финальном инструментале. Круг замкнулся и снова пришел к Гимну.

Есть некоторые сомнения, что альбом, не шокирующий так же с наскока, как предыдуший, кому-то покажется неудачным. Но он просто требует большего внимания, чем предыдущий сборник суперхитов. И труды группы, несомненно, не пропали даром.