Богатство России будет прирастать Сибирью – сказано давно, но почему-то принято считать, что речь в этих словах идет о природных ресурсах. Все забывают о музыке. А наверное, единственный полноценный русский рок-жанр носит североазиатское имя – сибирский панк. Сейчас же беспредельные пространства за Уралом дают России пачками отличных представителей нового русского инди. Благодаря Интернету их творчество доходит до европейских русских городов быстро, но большинство из них так и остаются безвыездными. Такие сейчас времена: музыка – больше не деньги. Но эта привязанность к земле играет только на руку. Рождается что-то совершенно новое и одновременно старое, родное, не всегда доброе. И главными, если не лучшими представителями сибирской волны 2010-х является новосибирская группа Сруб, выпустившая дебютный альбом Сруб.

Сруб — Сруб (2014)



Рецензия на альбом | Сруб — Сруб (2014)


1. Полынь
2. Лень
3. Тайной тропой
4. Омут
5. Шепот и вой болот
6. Комета
7. Скрывая злость
8. Крайний день
9. Волчья песнь
10. Так пляшет смерть
11. Когда свечи спят
12. Василиск
13. Чертог
14. После гроз
15. Круг первый (На память)

Эти 15 песен, среди которых и эмбиентные треки, звучат так, как если бы рок-н-ролл изобретал Эндрю Элдрич в дохристианской Руси, объевшись мухоморов в избушке Бабы Яги. Добротное звучание в стиле готических экспериментов британского пост-панка 1980-х оказывается идеальным саундтреком для нехристианской Руси. Все опыты иных отечественных исполнителей со скрещиванием металла, дарк-фолка и дарк-вейва со славянством после боевиков «Сруба» кажутся искусственными. Да, именно такова музыка русского леса в ледяную зимнюю ночь, когда даже волки соглашаются на смерть, отказавшись от охоты.

Не всегда понятный вокал Игоря Шапранского оттеняет некоторую детскость текстов, но разве песни, рядящиеся под заговоры кудесника из «Песни о вещем Олеге» должны быть понятны нам? Разве детские сказки не суть мифы, объясняющие мир?

Отсюда и четкое ощущение, что ребята из «Сруба» пытаются делать музыку о прошлом, но делают о настоящем, как когда-то получалось у Башлачева.

Пелевин, кажется, сказал, что страна, уничтожившая христианство, закономерно возвращается к язычеству. Все эти языческие демоны давно обитают в нашей реальности, и достаточно просто открыть ленту новостей, чтобы увидеть «как пляшет смерть». И кажется, что именно абсолютная отрешенность от сегодняшней реальности делает «Сруб» — главной российской актуальной группой. А без поминаний чертей да леших, да волчьего воя в аранжировках о сегодняшнем духе времени не споешь.

Претендент на русскоязычный альбом года, на дебют – точно.

10 из 10