Стивен Уилсон – человек редких талантов и удивительной работоспособности. И то, и другое ни для кого не секрет. Музыкант поддерживает своё реноме как активным концертированием, так и весьма плодотворным студийным творчеством и в составе разнообразных проектов, и, разумеется, сольно. Всего лишь год назад Стивен порадовал прогрессивную общественность очень сильным концептуальным альбомом Hand. Cannot. Erase., после чего отправился в гастрольный тур в его поддержку.

Не успели отгреметь концерты (до России Уилсон доедет совсем скоро – 13 и 15 февраля он выступит в Санкт-Петербурге и Москве соответственно), как вышел новый релиз маэстро – мини-альбом под названием 4 ½, состоящий из 6 треков. Вот об этой, четвёртой с половиной сольной пластинке музыканта мы и поговорим. Попробуем разобраться в том, что из себя представляет новый материал, чем он отличается от предыдущего и в какое время суток его нужно слушать.

Steven Wilson – 4 ½ (EP)



Steven Wilson - 4 1 2


1. My Book of Regrets
2. Year of the Plague
3. Happiness III
4. Sunday Rain Sets In
5. Vermillioncore
6. Don’t Hate Me

Продолжительность альбома – 37 минут. Для полноценного лонгплея это мало, зато для EP – очень даже прилично. 4 из 6 треков предназначались для альбома Hand. Cannot. Erase., но не вписались в общую концепцию, полную мрака и безнадёжности. Ещё один трек должен был войти в другой сольник Уилсона (но не вошёл), а заключительную песню, Don’t Hate Me, можно было встретить на альбоме Stupid Dream группы Porcupine Tree, наиболее известного проекта маэстро. Для сингла Стивен записал новую версию – в дуэте с израильской певицей Нинетт Тайеб, которую (певицу, а не версию) можно слышать и на его предыдущем альбоме.

Собственно, первый и последний треки – это жемчужины пластинки. Каждый длится 9 с половиной минут, но при этом ни на секунду не отпускает слушателя. В стартовой песне, носящей название My Book of Regrets, Уилсон дал проявить себя всем участникам записи: здесь и развёрнутое гитарное соло, сыгранное Дейвом Килминстером (его игру могли слышать те, кто был на концертах Роджера Уотерса в 2011 году), и сочные ударные, и крайне выразительная басовая партия… Сам Стивен редко проявляет чудеса техники – он, скорее, выдающийся композитор и архитектор звука, нежели гитарный виртуоз, но это лишь повод позволить своим соратникам вдоволь покуражиться.

Don’t Hate Me сильна другим. Это, прежде всего, пронзительнейшая баллада, которая бьёт прямо в сердце. Тема одиночества и отчуждения даётся Уилсону потрясающе. К тому же, здесь мы слышим множество менее традиционных для рока инструментов, нежели гитары и ударные. Например, в музыкальную ткань очень удачно вписана духовая партия.

Остальные треки ничуть не хуже. Каждый из них вносит свои нюансы в атмосферу произведения. Инструментальные треки играют в этом немалую роль. Year of the Plague щемит сердце тревожным меланхоличным гитарным перебором, а более умиротворяющая лёгкость композиции Sunday Rain Sets In неожиданно обрывается пугающим дисгармоничным риффом, который готовит слушателя к следующему треку, в котором вокал уже присутствует. Vermillioncore можно сравнить с щепоткой специй, придающей остроты всему блюду. Жёсткие металлические риффы, вплетённые в прогрессивную ткань повествования, — то, за что я в своё время полюбил творчество поздних Porcupine Tree. Нельзя сказать, что альбому в целом их не хватает (он и без металла слушается живо и органично), но я был крайне рад их появлению. А, между тем, я совершенно позабыл рассказать про ещё один трек под необычным названием – Happiness III. А ведь это едва ли не самая динамичная вещица на альбоме, которая служит мостиком от одного инструментала к другому.

В целом же четвёртый с половиной сольный альбом Стивена Уилсона крайне порадовал и, главное, заставил с ещё большим нетерпением ждать выхода полноценного лонгплея. При этом, несмотря на минорный лад всей пластинки, она далека от безудержной безнадёги, свойственной альбому Hand. Cannot. Erase., который надо было слушать под покровом ночи под шум ливня за окном и с солидным запасом антидепрессантов. Свежий релиз способен заряжать и более позитивной энергией и пригоден для прослушивания в любое время суток. Цитируя классику, охарактеризую его как «вполне нейтральный сюжет, рекомендованный даже к употреблению в детских учреждениях».