Лучшая группа Земли все-таки сделала это. U2 слишком долго кормили нас «завтраками», поэтому перерыв между выпуском No Line on the Horizon и Songs of Innocence стал рекордным в карьере ирландцев — поклонники ждали пластинку почти пять с половиной лет. Боно и компания, разумеется, найдут массу причин для оправдания столь затянувшегося срока. Кроме того, группа успела выпустить саундтрэк к фильму Мандела, а также сингл Invisible, так что ожидание полноформатного диска, так или иначе, скрашивалось.
Предшественник Songs of Innocence лично мне полюбился с первых же нот. Посмотрим, как именно звучат U2 в 2014 и осталось ли в них что-то от того прозрачного, легкого звука 2009-го. А ведь очень может быть, что мы услышим и что-то совершенно неожиданное…
U2 — Songs Of Innocence (2014)
1. The Miracle (Of Joey Ramone)
2. Every Breaking Wave
3. California (There is no End to Love)
4. Song for Someone
5. Iris (Hold me Close)
6. Volcano
7. Raised by Wolves
8. Cedarwood Road
9. Sleep Like a Baby Tonight
10. This is Where You Can Reach Me Now
11. The Troubles
1. The Miracle (Of Joey Ramone)
Альбом открывается хоровым вокализом, который играет роль лейтмотива в этом весьма попсовом стадионом боевике. Это — рок-н-ролльная сторона U2, которую я, признаться, не очень-то люблю. Почему? Подобную вещь в своем арсенале могут без зазрения совести держать уж слишком многие исполнители.
2. Every Breaking Wave
Второй номер можно по невнимательности спутать с нетленной Every Breath You Take, однако вскоре становится понятно — мы имеем дело с растянувшимся интро, которое, дай бог, закончится к третьему трэку. В отличие от The Miracle, это более прямолинейная песня, однако любопытных деталей в ней не найти, а посему хочется непременно продвинуться дальше.
3. California (There is no End to Love)
Картина понемногу насыщается; в «калифорнии» U2 словно выходят из глубины сцены и начинают играть уже не в полсилы, а живее, вкуснее, «ютушнее». Однако иллюзии по поводу нового звука ирландцев начинают развеваться — похоже, он именно такой: довольно плотный, но одновременно как-будто скудный, вопреки всей своей роковости.
4. Song for Someone
Но не тут-то было! В «песне для кого-то» можно с легкостью найти опровержение выводу, который я поспешил сделать несколькими строками ранее. Здесь мы впервые слышим фирменный «большой» припев от Боно, а также безошибочно узнаем «воздушные» гитарные ходы Эджа. Адам Клэйтон и Ларри Маллен, тем не менее, остаются верны роковому курсу, а значит ритмическая основа первой жемчужины может быть охарактеризована как твердая, в каком-то смысле даже плоская. Но тем лучше сцепление мелодии и ритма и благоприятнее общее впечатление от Song for Someone. Дайте два!
5. Iris (Hold me Close)
Сказано — сделано. Эдж откладывает в сторону рок-н-ролльное позерство, заодно переманивая в свой ретроспективный лагерь и всю остальную банду. Iris безоговорочно ближе к No Line on the Horizon, чем все, что мы слышали до этого, так что если пластинка 2009 года значится в числе ваших фаворитов, вы скорее всего также отнесете пятый номер нового релиза к его сильным сторонам.
6. Volcano
«Засранцы» — улыбнулся я, заслышав первые звуки Volcano. Становится совершенно понятно, что сегодня U2 без особого беспокойства позволяют себе довольно яркие контрасты, сделав «вулкан» вещью заметно более панковской и снабдив ее приятным, запоминающимся припевом с драматичной гитарой и жесткой ритмикой. Третьи «пять баллов» подряд заставляют закравшийся поначалу пессимизм потихоньку отступать и гадючкой заползти под половичок в коридоре. По идее, там ему и место до конца Songs of Innocence!
7. Raised by Wolves
Те, кому название «вскормленный волками» навевает ассоциации с саундтрэками Фила Коллинза к диснеевским мультфильмам, могут быть спокойны: это еще один добротный, бодрый, если не сказать боевой трэк. Он, правда, немного уступает предыдущим трём номерам в «цеплючести», но определенно найдет своих любителей и поклонников.
8. Cedarwood Road
Поначалу печальная, Cedarwood Road трансформируется в инди-роковый гимн с приблюзованной основной темой. Да, этот трэк возвращает нас к неоднозначному началу пластинки, однако сам материал уже гораздо более интересный, и, не побоюсь этого слова, эпичный.
9. Sleep Like a Baby Tonight
«Крафтверковые» синтезаторы (снова эти контрасты!) открывают следующий номер; Эдж, однако, не расстается со звуком предыдущей композиции и периодически вмешивается в довольно мягкую и прозрачную музыкальную ткань резкими, скрипучими гитарными «выходками».
10. This is Where You Can Reach Me Now
Крики чаек, перкуссия, акустическая гитара… Сперва кажущаяся холодной и серьезной, This is Where You Can Reach Me Now перерастает в довольно забавную ретроспективную песню. Прыткая игра Ларри Маллена оживляет воспоминания о старых вещах U2 вроде I Will Follow или Gloria, однако остальные участники предпочли более «зрелый» подход. Получилась вроде бы энергичная, но слегка бледноватая вещь.
11. The Troubles
Трагичный настрой, струнные, женский бэк-вокал, невысокий темп — перед нами предсказуемая «прощальная» вещь, от которой, однако, интуитивно ждешь большего. И вроде бы Эдж уже взялся за непривычно плаксивое соло, но развязка обрывается, не успев начаться. The Troubles могла бы стать настоящей grande finale, но вышла скомканным, недописанным послесловием, которое даже кончается (sic!) фэйд-аутом. Попытаемся собрать наши неоднозначные впечатления в кучу…
Одно мне совершенно ясно — переплюнуть хотя бы даже свой предыдущий релиз ирландцам из U2 не удалось. Это совсем не значит, что новая пластинка напрочь лишена сильных моментов; они есть и они заслуживают самой высокой оценки. Дело в контрастах.
И речь идет не о тех контрастах, которые дважды производили на меня строго положительное впечатление в процессе прослушивания Songs Of Innocence. Это контрасты между сильными и слабыми сторонами диска. Вялое начало и неважная концовка — вот наиболее грустные атрибуты новой работы U2. Все самое лучшее, а именно трэки Song for Someone, Iris (Hold me Close) и Volcano музыканты припрятали в середине альбома.
Также интересными могут показаться Cedarwood Road и This is Where You Can Reach Me Now, однако они не спасают Songs Of Innocence. Что, возможно, спасло бы диск, так это замена одной из трех скучных вступительных вещей уже знакомым нам синглом Invisible. Но рассуждать теперь уже слишком поздно.
Оценка: 3/5