15 ноября Анимация выпустила свой 7й альбом «Кругом враги». Группа Константина Кулясова всего 1,5 года назад закончила работу над пластинкой «Распутье», песни с которой удачно вписались в концертную программу коллектива. Не дожидаясь, когда фанаты начнут просить новых хитов, Анимация в оперативном режиме пишет еще один альбом и уже к весне практически полностью заканчивает работу над ним.

После этого Кулясов отправляется в акустическое путешествие по 30 городам России, называя этот автомобильный тур своеобразным отпуском. Осенью, вернувшись в студию, музыканты записывают альбом и выпускают видеоотчет, который одновременно становится клипом на первую песню новой пластинки Русские города.

Большой плюс альбома «Кругом враги» — в его концептуальной последовательности. Именно ради этой последовательности Кулясов добавляет в альбом первые две песни (Русские города, Баян), которые написаны другими музыкантами и в определенном смысле являются каверами.

В интервью Роккульту Константин Кулясов говорил, что ему не хватало «русскости», для того, чтобы «картинка этого альбома сложилась целиком». Песни Эльфуса Сайфулина (Русские города) и Анира Хузина (Баян) в эту концепцию гармонично влились.

Фото - Терри Уильямс

Альбомы любят дробить на песни и часто воспринимают просто как набор композиций, написанных примерно в один период времени. С новой пластинкой Анимации так делать нельзя, потому что песни в ней связаны едиными мотивами и идеями, о которых чуть позже.

При этом общей сюжетной линии нет. Каждая композиция – это отдельная история, но сюжеты, которые развиваются в ней, логично вписываются в систему российской жизни. Нужно, тем не менее, понимать, что лирический герой у  Кулясова почти всегда тождественен автору. Поэтому песни, где четко видна история музыканта (Баян, Возвращаться, Самолетами), не выбиваются из концепции, а скорее дают ей более очерченные рамки, конкретизируя проблематику.

Читайте также интервью Константина Кулясова для Rock Cult: «Мы ёрничаем на тему пропаганды, которая навязывается во всех СМИ»

Важнейшую роль в альбоме играет мотив дороги и движения вообще. Это и движение по России (Русские города, Самолетами), и движение как символ жизни (Уходи, Связь), и движение как художественный образ (Трамваи, Логин). Этот мотив есть практически во всех песнях. И создает его не только смысл текстов, но и музыкальная ритмика. Особенно четко эта ритмика ощущается в песнях Логин, Связь и Уходи. Передать «русскость», о которой так часто говорит Кулясов, невозможно без движения и объема. Образ России – это всегда что-то очень большое, длинное и широкое.

Не верьте тем журналистам, которые называют новый альбом Анимации добрым, теплым, мягким или душевным. Во «Врагах» есть агрессия, и без этой агрессии он теряет всякий смысл. Дело не в том, что Россия – это большая страна, в которой живут удивительные люди. А в том, как эти люди живут в этой стране. В постоянной борьбе с самим собой, медийной пропагандой, вымышленными врагами и бесконечным движением в неизвестном направлении.

Фото - Терри Уильямс

Существует такая мифическая субстанция под названием «русский рок». Давным-давно, когда эта субстанция еще имела вполне очерченные границы жанрового определения, её питала энергетика общественно-социального конфликта. Русский рок требовал перемен, возмущался и боролся с режимом.

Сейчас музыкальная субстанция под названием «русский рок» настолько обширна, что социальная проблематика стала болезненным вопросом. Одни творческие личности его брезгливо избегают, сознательно отворачиваясь от подобный проблем в сторону «добра и любви». Другие бросаются на амбразуру с патетическим пафосом гражданского протеста. Кулясов в этой парадигме, конечно, стоит выше и первых, и вторых.

Анимация – это не про культуру протеста. Но без социальной проблематики творчество группы представить невозможно. Даже если вы забудете о надоевшей Родине, останутся Ванька, Герои, Журавли, Не по-русски. Это все явно не «душевные песни про любовь и добро». И тепла в них нет. Это сложные проблемы, острые поиски, довольно мрачная критика. При этом критика не политизирована и не ставит своей главной задачей рассказать, почему Владимир Путин – плохой президент.

Социальная проблематика альбома «Кругом враги» так же естественна, как и всегда у Анимации. Ёрничество на тему пропаганды, о котором говорил Кулясов, — это её малая часть. Там есть еще чиновничество, война, государство и человек, потерянный в огромных просторах движущейся России. Не очень дружелюбно, да?

Фото - Терри Уильямс

«Кругом враги» — это еще и музыкальный эксперимент. Не случайно для альбомного тизера была использована песня Связь. «Мне показалось, что нужно отразить смещение фокуса и саунда. Показать слушателю, что мы не стоим на месте», — говорил Кулясов. Действительно, поиск нового – это вещь, тождественная движению вперед. То, чего русскому року (может, не только русскому) сейчас не хватает.

Ты боишься, что твою музыку перестанут слушать, аудитория убежит. Люди, которые ценили твое творчество 10 лет назад, хотят вспоминать то время и самих себя, а не следить за твоим музыкальным развитием (или деградацией). В этой погоне за аудиторией забывается банальная идея, что штамповать музыку — плохо, а писать её нужно, когда есть вдохновение и творческие амбиции.

Анимация экспериментирует: для злополучной «русскости» добавляет баян, для передачи бесконечного движения – ритмически усиливает роль рабочего барабана. Но уже вполне традиционно для себя перемешивает акустику и электрическое звучание.

Колыбельная концовка альбома песней Самолетами гармонична, в этом есть логическая законченность (начали путешествием по городам, завершили им же). Финал, конечно, далек от экспериментов и более чем традиционен. При всех плюсах альбома, он не побуждает переслушивать все заново. Но это уже, в конце концов, вопрос личного восприятия.