У российской тяжёлой музыки традиционно два главных ожидаемых события — это либо альбом Кипелова, либо его бывшей Арии. Кипелов отстрелялся в 2017 году (лучше бы он этого не делал), теперь пришла очередь Арии. В последнее время новости от нее вызывали скорее скепсис насчет качества нового альбома. Так что сейчас, когда он вышел, пора сверить результат с ожиданиями.

Результат странный.


На каждом альбоме Арии сейчас можно смело вычеркивать какое-то количество песен, которые только засоряют хронометраж и превращают более-менее удачные сорок минут в тягомотину. В этот раз можно почти полностью выбросить первую половину. Открывашка Гонка за славой хотя бы бодро вводит в альбом. Дальше — много долгих и не всегда цепляющих песен.

Провалились почти все холстининские вещи — Владимир Петрович звучит слабо, да и тексты Лобанова вызывают мучительное недоумение.

Особенно плохой — текст песни Трудно быть богом. Ни прямой сюжетной связи, ни удачных ассоциаций этот сомнительный рефлексирующий номер не выдает. Более-менее удачна только одна холстининская вещь — Дым без огня на стихи Владислава Тарасова. Она, правда, звучит как психоделический трип. Но с другой стороны, для металлистов это не самый привычный ход, и его стоит отметить хотя бы за свежесть.

Материал Сергея Попова лучше, но и к нему есть свои вопросы. Совершенно непонятно, зачем было выпускать Эру Люцифера — она звучит как несмешная пародия на Коррозию металла. А вот что удалось, так это Живой — сложный, переменчивый эпик в духе мейденовского альбома «Virtual XI». И где-то рядом из удач альбома — лихой предфинальный номер От заката до рассвета, который и вовсе напоминает Короля и Шута.

Главное, зачем слушать этот альбом, — заглавная песня, она в трек-листе последняя. 12 минут тут, как ни странно, использованы по-максимуму, и мрачная история Летучего Голландца способная впечатлить многих скептиков. В неровном, во многих отношениях просто скучном альбоме, Ария ставит убедительную точку. Конечно, здесь очевидна отсылка к великому эпику Мейденов про Старого Моряка из поэмы Сэмюэля Кольриджа: и мрачная морская тема, и многочастность композиции, и даже длительность. Но схожесть работает!

К удачам альбома также отнесем бодрый боевик Убить дракона со злободневным (точнее, всегда актуальным) политическим текстом против засидевшихся правителей, а до нее — Все начинается там, где кончается ночь.

За них большой респект Виталию Дубинину. Именно его композиторский талант до сих пор держит группу на плаву. Хотя, конечно, и он не без греха — баллада Пусть будет так  совершенно не остается в памяти, а для Арии это не здорово — ведь именно за баллады их когда-то полюбили, широкая аудитория и радиостанции.


Фото - Константин Анисимов

Итог? Странный. Группа, вроде бы, выглядит живее, чем Кипелов, но привычка тащить в альбом все написанные песни играет против результата. Семь треков на пятьдесят минут (Гонка за славой, Все начинается там, где кончается дождь, Живой, Убить дракона, Дым без огня, От заката до рассвета и Проклятье морей) были бы альбомом уровня если не золотой классики, то уж точно «Генератора зла» и «Химеры».

А так получается слишком много мусора, который не тянет даже на иллюзорную концепцию. И это обваливает итоговую оценку вполовину. Группе нужно строже отбирать материал в альбомы и обходиться меньшим числом треков, чтобы не терять драйв и драматический накал.