Когда в 2014 году группа Ляпис Трубецкой все-таки распалась, стало очевидно, что дальше Михалка потянет куда-то в сторону ужесточения звука и транслируемого месиджа. И группа Brutto откровенно выдавила педаль в пол – сначала каким-то странным «маваши-кором» на «Underdog», а затем уже мрачным, на злобу дня альбомом «Родны край». Позиция Михалка насчет одного все никак не желающего прекращаться конфликта известна, и писать о Brutto — дело тонкое.

Но пройти мимо нового альбома группы нельзя. Во-первых, потому что общение народов не прекратилось и не прекратится, какие бы формы оно нынче не принимало. Во-вторых, потому что новый альбом в очередной раз демонстрирует такую яркую характеристику группы, как ее интернациональность. На альбоме звучат песни на четырех (!) языках – русском, украинском, белорусском и английском. И если вы по каким-то причинам «не понимаете» двух остальных восточнославянских языков, это, скорее всего, от нашей старой великоросской болезни – отношения к ним свысока. Творчество самого ли Михалка, классика ли белорусской поэзии Янки Купалы, стихи ли нового украинского классика Сергея Жадана – все однозначно звучат все вместе органично, бьют точно в цель и остаются в памяти надолго. Конечно, тут нашлось место и для традиционной реанимации некоторых песен Ляписа (Телевизор, Матрёшка) с антиутопического альбома 2014 года, и для кавера на британский эстрадный хит Cambodia. Все для того, чтобы напомнить, с какого кошмара все начиналось 3 с лишним года назад и в котором все продолжается до сих пор. Нашлось тут место и злобному портрету «героя эпохи» — в Реконструкторе отлично опознается один из главных авантюристов этой войны — Игорь Стрелков.

Впрочем, не нужно считать это очередным памфлетом на злобу дня. Ближе к финалу группа вырывается на метафизически новый уровень. Центральную роль в этом играет предпоследняя, самая известная композиция альбома – Середнi вiки на стихи все того же Жадана. Макабрическая картина наступления нового Средневековья, ожидания нового дополняется не только клипом, снятым в каменных джунглях спальных районов, но и фанатским коубом, в котором песня отлично рифмуется с сериалом «Молодой Папа»:

Даже возвращение духовых теперь звучит совсем не так, как оно звучало в прежнем Ляписе. Это практически трубный зов ангелов из Апокалипсиса. Так что вы примерно знаете, к чему нас готовит реальность.

Выход альбома на майские праздники – логичный, более чем предсказуемый и очень удачный ход. Хорошо слушать такое во время физической активности на природе. Тем более сейчас как раз начался сезон марафонов.