Рецензия на фильм | Дэвид Линч: Жизнь в искусстве (2016)


8/10 

12 мая на Новой сцене Александринки состоялся повторный показ фильма «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве», в который вошли интервью великого режиссера о его жизни и собственном творчестве. Получилась ли картина такой же притягательной, как сами фильмы Линча, и раскрывающей нечто новое? Давайте разберёмся.

С первой минуты, когда Линч садится к микрофону, закуривает, и начинает неспешно рассказывать, мы будто присоединяемся к нему и начинаем слушать его истории, во время которых он спокойно прерывается и задумчиво курит. Многие истории поначалу не кажутся чем-то увлекательным, но благодаря манере Линча выдерживать драматические паузы и говорить так, будто каждое слово имеет вселенское значение, ты погружаешься в них с головой. А некоторые рассказы могут вообще резко оборваться (например, история с его соседом), то ли потому, что это слишком лично, то ли Дэвид это делает специально для интриги, но в любом случае, это работает.

Не особо верится, что все происходило с ним в действительности, но в искусстве фантазия и сон также могут иметь огромный смысл для творца, поэтому в данном случае эта разница между реальностью и вымыслом не критична.

Фильм — поток сознания, где странные и жутковатые истории перемежаются с картинами Линча, которые являются довольно психотическими и даже параноидальными. Например, за довольно обычной историей о том, как Линч в 60-х в разгар концерта Боба Дилана покинул зал, и из-за этого потерял приятеля, может последовать изображение картины «Два Друга» с соответствующей ей мрачной историей о том, как офисная работа 5 дней в неделю, благодаря которой он зарабатывал деньги для своей семьи, сводила его с ума. Временами мельтешение линчевских образов во время просмотра оставляет некий осадок, но позже понимаешь, что даже самые малопонятные его картины притягивают внимание. Ровно как и фильмы.



Несмотря на мои ожидания, тут практически не упоминается кинокарьера Линча, а подробно рассказывается о его детстве, юности, во время которых он развивался как художник. Возможно, в этом и состояла идея: осветить некоторые события, коренным образом повлиявшие на мировоззрение Линча и его стиль, задающий все его творчество до настоящего времени. Однако чувствуешь, что не хватает чего-то ещё.

Фильм заканчивается на том, как Дэвид самоотверженно трудится над своей дебютной полнометражной картиной «Голова-Ластик», живя при этом в конюшне. И хотелось бы услышать анализ самого Дэвида о том, как всё рассказанное повлияло на его карьеру режиссера.

Фильм создан «в духе Линча», и он получился весьма цельным и со своей собственной атмосферой. Несмотря на некоторые затянутые моменты и резкую концовку, во время просмотра не хочется отвлекаться, а потом искать разные недочёты. Главное, что фильму удаётся передать линчевскую атмосферу: не зря сам он его одобрил. Картина вряд ли понравится людям, не знакомым с его творчеством или знакомым совсем поверхностно, но для поклонников это — настоящая находка.

Добро пожаловать в жизнь в искусстве: она по-настоящему захватывает.

Комментарии