Рецензия на фильм | Дюнкерк (2017)


9/10 

Кристофер Нолан – один из тех художников, каждого фильма которого ждёшь с содроганием, вне зависимости от того, как приняли предыдущий. После «Тёмного рыцаря» ожидания были высоки как никогда – и нам явили «Начало», один из самых сложных и интересных фильмов в XXI веке. После завершения трилогии о Бэтмене мы увидели «Интерстеллар» — и тут уже случился оглушительный раскол на тех, кто этот фильм принял и тех, кто назвал его надругательством над физикой и здравым смыслом. Но авторитета Нолана это не пошатнуло настолько, что «Дюнкерка» все ждали с еще большим нетерпением. Нолан взялся за совершенно не ассоциируемый с ним жанр – военную драму. Для человека, чьи фильмы являются скорее фантастикой, история, основанная на реальных событиях, всегда рискованный шаг. Тем более дело идёт о Второй мировой войне и об одной из самых негероических, но важных страниц в истории его родной Великобритании – Дюнкеркской эвакуации.

Эта тяжёлая, но необходимая операция, в ходе которой Британия запланировала спасти около 30 тысяч солдат, окружённых во Франции, а спасла 335 тысяч, используется Ноланом для того, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать минимальный, но эффективный набор тех драматургических приёмов, которыми он владеет. Мастер нелинейного повествования, параллельного монтажа и сложно продуманных схем снял едва ли не самый свой линейный фильм – его фабула строго соответствует описанию: «Когда выделенных сил флота и авиации начало не хватать для эвакуации солдат, на помощь пришли гражданские суда – прогулочные и рыболовецкие катера. Так была спасена британская армия». Но то, как это показано, заставляет чувствовать себя погружённым в картину так, как никакая другая из работ Нолана.

Первый временной пласт – сама эвакуация –занимает неделю. Второй – экспедиция прогулочного катера к неэвакуированным солдатам – день. Третий – рейд эскадрильи «Спитфайеров» для защиты кораблей гражданских – всего час. Процесс закручивания повествование становится все более страшным, волнующим и напряжённым, но не оставляет одного – того чувства, что люди оказались в руках чего-то такого страшного и жестокого, чему они, однако, обязаны сопротивляться.



Фото - Krskplus.ru 

В фильме вы не увидите антагонистов. Ни единого хоть сколько-то различимого фрица, ни рядового, ни офицера. Враг – как стихия, проявляет себя только в событиях, действиях, которым ты никак не можешь противостоять – через выстрелы, прошибающие борт корабля, свистящие при падении бомбы, шумно рассекающую ночную гладь воды торпеду. Война – это стихия, которая проявляется персонально в лучшем случае как стервятники-самолеты. Германия стала коллективным, страшным и безликим Сауроном, чья тень накрывает все, и которой даже орков не надо, чтобы победить. Можно ли такому противостоять? Особенно когда оно стучит тебе в висках страшной, лишённой хоть намёка на мелодию музыкой (за что опять спасибо Хансу Циммеру), а при кадрах затопления поневоле тянешь шею вверх, так боишься захлебнуться.

Даже в 2D, где смотрел фильм я, это производит ужасающий эффект. Как оно смотрится в IMAX – боюсь себе даже представить. А ведь фильм обошёлся без того натурализма, которым нас любят потчевать в таком кино. Здесь нет вывернутых наружу внутренностей, кровавых подробностей, порванных тел и иных отправлений организма. Но кошмар войны фильм передает едва ли не лучше смакующего эти мерзости «Чистилища».

Дюнкеркская эвакуация – не только пример героизма. Все-таки англичане бросили на погибель своих союзников-французов, что даже в фильме имеет свою страшную и неблагородную параллель. Тут вообще туго с героизмом, потому что в итоге единственной целью, к которой приходит всё действие, становится необходимость выжить. Выжить надо солдатам, которые рискуют если не погибнуть на берегу, то уж точно утонуть от торпеды. Выжить надо деревянному прогулочному судёнышку, возле которого вспыхнуло нефтяное пятно. Выжить надо и лётчику, у которого сразу после последнего подбитого самолёта кончилась последняя капля горючего в моторе, и теперь все зависит только от того, сумеет ли он вовремя спустить шасси.

 



Фото - Loaded.co.uk 

Мне плевать на то, как вы воспринимаете спойлеры, поэтому я скажу – все получится. Фильм держит в напряжении до самого конца, но разрешается ровно тем, что профессор Толкин назвал бы «эвкатастрофой». Всем удается спастись.

Да, выживание стало главной темой и главной идеей фильма. Но это не просто призыв трусливо прятаться и драпать. Увы, иногда есть необходимость отступать, чтобы была вообще возможность продолжать драться. И часто это означает прежде всего зависимость от тех,кто является самой мелкой и вроде бы «незначимой» единицей на поле боя – простого солдата. Есть такой сегмент публицистики, который этот фильм воспримет в штыки почти наверняка. Он весь описывается цитатой из песни Летова: «Скажи, а почему ты вместе с танком не согрел?» Что в связи с Дюнкерком звучит особенно пикантно – технику свою англичане просто побросали, пытаясь спасти хоть людей. К счастью, спасли. И фильм прямым текстом говорит: «иногда суметь выжить – уже великий личный подвиг». Пускай даже многие из солдат в это не верят.

Нолану удалось снять свой самый короткий, прямолинейный, но, как ни странно, лучший фильм.

Комментарии