Когда спустя много лет возвращаешься к тем группам и исполнителям, которых слушал в детстве, можешь открыть для себя много нового. Например,что люди имеют свойство меняться, а некоторые музыканты, к сожалению, нет. И альбом «Звёзды и Кресты», новое творение русской народной группы Кипелов, — тому подтверждение.

От звёзд - к терниям

Есть у группы Кипелов традиция раз в 6 лет выпускать новый альбом. Что мешает Валерию Александровичу и его соратникам делать это чаще – большая загадка. Ведь им удаётся избежать и перетасовки состава, и экспериментов со звуком и стилем. Возможно, виновата старинная русская проблема, описанная ещё И.А. Гончаровым в романе «Обломов». Но это только догадки. Как бы то ни было, работа над новым лонгплеем началась ещё в 2014 году. Времени прошло много, и релиз становился всё более и более долгожданным. Что мы в итоге услышали?

Как уже понятно, вряд ли «Звёзды и Кресты» станут чем-то принципиально новым по сравнению с альбомом «Жить Вопреки» 2011 года рождения. Точно так же новая пластинка начинается с пафосного вступления, слабо связанного с тем, что будет дальше. Интро сменяется бодрым заглавным треком. Он посвящён исторической судьбе нашей Родины, которая «так мучительно жаждала воли, но, напившись её, вновь ложилась под плеть». Пафос песни в том, что мы принимаем Россию такой, какая она есть, и со звёздами, и с крестами. Такая вот, говоря словами Фёдора Чистякова, песня о безответной любви к Родине, ставшая на этом альбоме главной поэтической удачей Маргариты Пушкиной. Дальше будет не так интересно.

Не успеваем передохнуть – нас встречает следующий хэви-боевик, Рождённый летать. Воздушная тема всегда была близка Пушкиной, дочери военного лётчика, вот и в этот раз она разродилась песней, написанной от лица самолёта-истребителя, устаревшего и списанного за ненадобностью. И всё бы ничего, но точно с такого же ракурса (от лица истребителя) уже сочинил песню Владимир Высоцкий. Куда раньше и убедительнее. Вы, наверное, спросите: а что это мы всё о текстах и о текстах и при этом почти ни слова о музыке? Да по той простой причине, что комментарии тут излишни – вы сто раз слышали нечто подобное и в исполнении Кипелова, и в репертуаре других групп. Увы, хэви-метал – очень консервативный жанр. Иногда даже слишком консервативный.

Хотя… стоп. Следующая песня, Дама Пик, выпадает из этого ряда. Она сыграна в куда более медленном темпе и вообще звучит нетипично для арийско-кипеловской традиции. И это тот случай, когда музыка интереснее, чем незамысловато-абстрактный текст, вдохновлённый пушкинской «Пиковой дамой». От себя добавлю, что, вопреки Пушкину, туз пик всё равно круче, чем дама пик – фанаты Motorhead с этим обязательно согласятся.



Фото - Мария Поспелова

Следующий номер нашей программы – обязательная для Кипелова хэви-баллада. Ледяной дождь – о человеке, который следовал принципу «live fast, die young». И если первое у него получилось, то второе – не вполне. Нам остаётся сожалеть о том, что у Валерия Александровича перестали получатся яркие и запоминающиеся лирические композиции, как, например, те, что известны нам по альбому «Реки Времён». Не говоря уж о… Ладно, не будем об этом. Кстати, о следующей песне, боевике Белый Ад, я тоже не скажу ничего вразумительного. Что есть он, что нет его – картина мироздания от этого не сильно изменится.

Беда в том, что большая часть альбома состоит как раз из таких композиций – скучных, серых, невнятных. Молодые коллеги Кипелова пока что не так круты как композиторы, да и сам он лишился своего главного козыря. Помилуйте, Кипелов без голоса это примерно как Усейн Болт без ног. Вот и в следующей песне: «Выше! Выше!» — поёт Кипелов, а выше уже не может, не вытягивает… Единственная интересная особенность боевика Выше – к его созданию приложил руку ударник Александр Манякин. Так давайте же поздравим его с композиторским дебютом впервые за почти 30 лет участия в группах Ария и Кипелов!

Жажда Невозможного – ещё один безликий медляк, о котором сложно сказать хотя бы что-то. По сюжету – примерно о том же, о чём и старинная нетленка Возьми моё сердце, но проигрывает ей абсолютно во всём – и в музыке, и в лирике, и в эмоциональном воздействии. А вот идущая следом Тёмная Башня интересна хотя бы тем, что Кипелов впервые уступил кому-то своё место у микрофона. Музыку к песне написал гитарист Вячеслав Молчанов, он же и поёт в ней о похождениях Стрелка низким, хриплым голосом. Что можно сказать по этому поводу? Первое: сочинять песни по мотивам настолько раскрученных произведений и делать это так топорно и прямолинейно – безусловно, моветон, достойный, скорее, одухотворённых школьниц. Если в благословенные «арийские» времена были Ницше и Камю, то теперь Стивен Кинг? Хотя что ни сделаешь, если целевая аудитория вряд ли читала что одного, что другого. Второе: почему поёт Молчанов? Может быть, он, в отличие от Кипелова, читал «Тёмную башню» (или смотрел) и знает, о чём идёт речь? Шутка, конечно, но в каждой шутке есть доля истины.

Героев нужно знать в лицо! Вячеслав Молчанов собственной персоной



Фото - Эльвира Пашкеева

А мы тем временем выходим на финишную прямую. Песню Косово поле я впервые услышал в акустическом варианте ещё в далёком 2014 году и уже тогда она показалась мне затянутой и переполненной шаблонными ходами («поле без конца и края» и прочая ерунда). Альбомная версия длится 10 (десять) минут, включая в себя и тяжёлую часть с запоминающимся, но изрядно заезженным риффом, и традиционными гитарными запилами. Чего не сделаешь ради братьев-славян. Завершается альбом инструментальной версией Ледяного дождя, но зачем она тут – ещё одна научная загадка, которую мой скромный разум не в силах понять.

Так, шаг за шагом, песню за песней, мы потихоньку познакомились с альбомом «Звёзды и Кресты». Рецензия могла бы быть гораздо короче, если сразу отсечь половину песен как голимый проходняк и не тратить время и печатные знаки на разговор о них. И это очень печально. Группа не только не развивается, но и пишет новые песни как будто по инерции, чтобы надоедливые фанаты перестали выпрашивать новый альбом в этих ваших интернетах. И ладно бы только это: звук откровенно деградировал и потерял даже намёк на тяжесть! То есть, риффы остались прежними, заниженный строй гитар никуда не делся, но в записи всё это звучит не как альбом статусной хэви-группы, а как проба пера начинающего бэнда, всерьёз опасающегося, что их музыку не будут слушать девочки и подростки. Всё очень плохо, дорогие товарищи, потому что они и так не будут это слушать.