Обладателя низкого утробного голоса и внешности уголовника, недавно почившего Константина Ступина в России узнали несколько лет назад, благодаря интернет-мему с эпичной фразой «ты мне втираешь какую-то дичь» и брутальному рок-боевику «Пушистый хвост лисицы». Многие в этом месте воскликнут: « Аааа, тот самый беззубый бомж с гитарой. Да-да, забавный типок»,- и будут правы лишь самую малость, поскольку Ступин (aka Ступа) – прежде всего исполнитель редкого и очень большого таланта. Пожалуй, со времен Летова никто не писал и не исполнял отечественную рок-музыку настолько неистовую, проникновенную, невероятной экзистенциальной мощи, которую ощущаешь буквально порами кожи.

Последний диск Stupa 2.0, записанный при участии вокалиста орловской группы Plastика и автора проекта BANEV! Алексея Ракитина и вышедший спустя лишь несколько дней после кончины музыканта – как раз самое убедительное подтверждение всему вышесказанному. Альбом писался полтора года — возможно, единственный случай в серьезно пополнившейся за последние годы дискографии музыканта. И такой основательный подход слышится с первых же нот: жесткие выверенные гитары, свирепый бас, механический бит драм-машины, ну и конечно, хищный, раздирающий, но не режущий слух рык Ступы – все записано четко и качественно. Это тот звук, к которому Костя шел свою непростую жизнь и который вместе с признанием обрел в конце пути.

Содержание песен весьма разнообразно, но его спокойно можно свести к вполне конкретному посылу: окружающий мир сам катится к пропасти и лирическому герою в нем абсолютно нет места. Собственно, тема смерти — центральная для всего творчества Ступы. Что неудивительно: большую часть жизни, начиная с еще ведомой им в конце 80-х культовой орловской панк-группы «Ночная Трость», Константин провел, балансируя на лезвии ножа. Жил, как истинный панк, настоящим, самозабвенно и отчаянно себя убивая, поскольку «жизнь – это только длинный путь в ад». И даже в самой позитивной по духу композиции альбома ироничной «Пиво и рыба» герой вопрошает «где те условия, для того чтобы жить?».

Но несмотря на все это, прослушивание Stupa 2.0 не вызывает желания вскрыть себе вены, а совсем напротив — это живая, энергичная, предназначенная для многократного прослушивания запись, исповедь последнего из могикан, который все-таки выжил. И смерть – это еще не конец.