Вернувшись из кругосветного путешествия, «Мумий Тролль» закончил гораздо большее путешествие: пересоздание русского рока в 1997-ом закончилось его новым открытием.

Мумий Тролль — SOS Матросу (2013)



SOS Матросу альбом


1. SOS Матросу!
2. Брат Три
3. Федорино Горе
4. Четвертый Троллейбус
5. Десерты
6. Космический Десантник
7. Акулы или Паука
8. Колыма
9. Малек
10. Странные Игры


Лагутенко как второй Гребенщиков

Вечные странники — группа «Мумий Тролль» у широкой общественности продолжает ассоциироваться с термином, который был введен в широкий оборот самим Ильей Лагутенко в ответ на вопросы о жанре, в котором они играют – рокопопсом. Люди в музыке более осведомленные в момент выхода культовой «Морской» в 1997 году на слова основателя «Мумий Тролль» не обращали внимания, а относили музыку коллектива по ведомству самого модного жанра середины 1990-ых – бритпопа. Но всё было не так просто. За последние 16 лет «Мумий Тролль» давно стал классикой русского рока. Да и начало творческого отсчета для группы теперь принято вести не с пластинок 1997-го года, а с середины 1980-ых.

Действительно, это было большим огрублением относить «Мумий Тролль» к бритпопу. Никаким возрождением битловских традиций, к тому же в России, Лагутенко и сотоварищи не занимались. Перед ними значилась совершенно другая культурная миссия – Лагутенко в 1997 году возвращался в Россию, чтобы возрождать русский рок в его первородных чертах: с приматом слова на музыкой, мелодии над ритмом, вокалиста-барда над остальными участниками группы. Из 2013 года как никогда отчетливо понятно, что именно «Мумий Тролль» открывал для нас эпоху, к которой принадлежат и Сплин, и Земфира, и «Наше радио», и телевизионные трансляции фестивалей «Крылья» и «Нашествие» — серебряный век русского рока. Потом всё это дело снесет поток пластмассовых «фабрик звезд».

Сейчас уже подзабылось, но переворот был гигантский. К середине 1990-ых всем казалось, что русский рок остался в прошлом также как передача «Взгляд» и Съезд народных депутатов СССР. Но пришел Лагутенко и стал Борисом Гребенщиковым нового поколения – придумал русский рок заново. Если Цой, Кинчев, Бутусов слушали new wave – они играли нью вейв, только английские слова заменялись русскими. Берите то, что сегодня актуально на Западе и пишите стихи на русском – как бы говорил Лагутенко своим последователям. Сам он этим занимается на протяжении всех лет с момента выхода «Морской».

Возвращение из странствия к началу дорог

Но все ветры возвращаются на круги своя. И весьма символично, что десятый юбилейный альбом «SOS матросу» был записан в кругосветном морском путешествии на борту барка «Седов». Юбилей они решили посвятить русскому року – в этом есть и циничный и трогательный момент. Цинизм создателей пластинки в том, что основополагающий жанр русского рока – пост-панк да и вся восьмидесятническая музыка продолжают оставаться сверхмодной у молодого поколения, а потому саунд альбома модникам не понравиться не может. А трогательный момент в том, что Лагутенко возвращается к корням, ведь сам он начинал играть рок-музыку под брендом «Мумий Тролль» еще в середине 1980-ых. Но если тогда он, как и все русские рокеры вдохновлялся западной музыкой, то «SOS матросу» берет своим источником тот продукт, который получался по результатам этого вдохновения.

Заглавная и открывающая альбом песня является чистым пост-панком, который постепенно рассеивается и начинает мешаться с синти-попом и трехаккордовой дворвой песней. Достаточно услышать «Брат три», чтобы вспомнить одновременно об Ultravox, Duran Duran, Depeche Mode и New Order. В «Федорином горе» появляются неожиданно интонации, которые любителя рока заставят самому себе признаться, что он знаком с творчеством салтыковского «Форума» и даже «Миража». «Космический десантник» — это холодный футуристический синти-поп, похожий на группу «Николай Коперник». «Четвертый троллейбус» — максимально незашифрованное посвящение Виктору Цою: рубленые строчки, «кровь между пальцев», травы, плач, вот это всё. Альбом завершается ностальгическим боевиком «Странные игры», который своим названием отсылает к одноименным непризнанным гениям отечественного new wave, является лучшим посвящением поколению, про которое в 1988 году по всему несуществующему ныне Советскому Союзу гремел документальный фильм «Легко ли быть молодым?». Почти каждая песня снабжена распевом, который так хорошо напевать в русских подъездах под расстроенную гитару, деля с товарищами бутылку дагестанского коньяка из «Странных игр». Что касается морской эстетики альбома, то она связана скорее не с фактом записи пластинки в кругосветном путешествии, а самопосвящением. «Морская» отдаленно угадывается и в цветах обложки альбома.

Цикл рождений и смертей закончился, бесприютное кругосветное путешествие завершилось, начинается отсчет нового десятка. Для Мумий Тролль — SOS матросу — не лучшая, но важная и очень символическая запись для всей отечественной музыки.

[soundcloud url=»http://api.soundcloud.com/playlists/9632855″ params=»color=000000&auto_play=false&show_artwork=true» width=» 100%» height=»320″ iframe=»true» /]