В своей недавней публикации влиятельная газета The Washington Post в очередной раз констатировала медленную смерть электрогитары, а также между делом назвала Тейлор Свифт самой влиятельной гитаристкой последних лет. Как ничто другое этот тезис подтверждает новый альбом группы Nickelback, который вышел в середине июня.

Подобно другим звездам рок-н-ролла нового тысячелетия Nickelback — не цыганский табор, который продуцирует трэш и угар, а скорее тусовка бизнес-партнеров, которые собираются в лобби дорогих отелей при пиджаках и галстуках, а в уикэнд достают нестиранные майки и играют концерты.

Кроме того, за Nickelback плотно закрепилась слава главного мема рок-музыки. Их назвали худшим саундтреком для свиданий, фронтмена Чеда Крюгера внесли в список несексуальных вокалистов, а коллеги из The Black Keys просто повесили  на них ярлык «худшей группы в мире». Ученые посвятили научные исследования теме «Почему народ ненавидит Nickelback», канадская полиция транспортирует нетрезвых водителей в участок под их музыку, а детище Марка Цукерберга, система «Джарвис», не смогла поставить пару классных песен группы, мол, классных песен у Nickelback попросту нет.

На этом фоне новый альбом мог бы хотя бы попытаться оспорить хоть одно из этих (стоит заметить весьма спорных) утверждений, но нет. «Feed the Machine» миксует самые распространенные штампы из альтернативного рока, постгранжа, поп-рока и альтернативного метала в нестройную кашу. Все это мы уже слышали не только в нулевых и 90-х, но и в 80-х — у Scorpions, Niravana, Korn, Metallica, их более или менее талантливых подражателей. Да и у самих Nickelback уже слышали.

Nickelback

Хотя несколько треков, например, заглавная Feed The Machine, Coin For The Ferryman и Must Be Nice примечательны неплохими соло Райана Пика. Качество записи превосходное, а голос Чеда звучит как никогда «фирменно». Но это не более чем, проходная работа очередной неплохой рок-группы. Очередной «типичной» неплохой рок-группы.

Nickelback снова разбирает на кирпичики историю рок-музыки последних 30 лет и конструирует из нее некое среднее арифметическое – то ли саундтрек к очередному американскому блокбастеру (кажется вот-вот откуда-то  сбоку взреет звездно-полосатый или кленовый флаг), то ли контент для AOL-радиостанций, а скорее всего просто очередной собственный продукт, ведь кто-то пишет тексты в газеты, кто-то разгружает вагоны, а кто-то вот – музыкой занимается.

Чем плохи, к примеру, отлично спродюсированные For The River или Silent Majority? В For The River хрустящий переплагиненый звук гитар соседствует с «модными» речитативами и песня бодро марширует по метрономной сетке, чтобы либо надоесть вам через полторы минуты, либо влететь в одно ухо, чтобы через 3:28 благополучно вылететь из другого. Между частями песни почти нет разницы в атаке или громкости, а в мелодическом плане уху просто не за что зацепиться. Единственное отклонение – 5-секундный выход на соло, который вы скорее всего даже не заметите. Похожая история с Silent Majority, которую не спасают ни рефрены в куплетах

For what, for what, for what
So what, so what, so what…

ни единственный на всем альбоме бридж. Песня так же благополучно проходит через голову в режиме true bypass.

Ситуацию спасает The Betrayal (Act III) с ее витиеватым intro в «средневековом» стиле, а также расширенная версия этого вступления The Betrayal (Act I). Но этого слишком мало, чтобы альбом оставил по себе какое-либо впечатление кроме искреннего недоумения. Анализировать лирику в такой ситуации бессмысленно.

Возможно непритязательные канадские поклонники рока будут в восторге от очередного «откровения» своих героев. Более искушенные слушатели отметят бледные соло, «никакие» мелодии, полное отсутствие бриджей и «хуков», которые так любят американцы, и перепадов «громче-тише», характерных для гранжа (а Nickelback у нас пост-гранж как-никак). Самые продвинутые увидят в этой музыке то, чем она является – коммерческий продукт, сделанный по лекалам рок-музыки без рискованных ходов, претензий на оригинальность и любых намеков на творчество.

Может Nickelback стоило подобно Linkin Park провести маркетинговое исследование и записать несколько треков в стиле нео-соул? Или рискнуть действительно по-крупному, запеть на русском и выпустить альбом в стиле пост-шансон?