Пока группа Tool дразнит фанатов фотографиями из студии, другой проект ее лидера Мэйнарда Джеймса Кинана выпустил новый альбом. И он оказался лучшим в дискографии A Perfect Circle.

Когда гитарный техник Билли Хаурдел в конце 90-х придумал A Perfect Circle, он хотел группу с женским вокалом. Но творческий тандем с Кинаном оказался настолько естественным и прочным, что едва ли Хаурдел когда-либо жалел об их сотрудничестве.

В начале нулевых A Perfect Circle выпустили три студийных альбома, один из которых («eMOTIVe») почти полностью состоял из каверов. В 2005 году дороги Хаурдела и Кинана временно разошлись, оба занялись сольным творчеством.

Наброски песен для будущего релиза у Хаурдела появились еще десять лет назад, но всерьез за альбом он и Кинан взялись только в конце 2016 года. Хаурдел заручился поддержкой продюсера Дэйва Сарди, гитарист не заморачивался по поводу оборудования и полностью сосредоточиться на музыке. Кинан, как обычно, писал все тексты и вокальные мелодии.

Некоторые песни с будущего альбома (The Doomed, например) писались легко, с другими же пришлось повозиться — например, с TaltTalk, которая очень нравилось Хаурделу, но Кинан ей не проникся. Тогда музыканты сменили размер на 3/4,  изменили темп и убрали лишние партии, после чего вокалист «поймал» настроение песни.

В своих текстах Кинан распутывает целый клубок общественно-политических, религиозных, личностных проблем. Более частные случаи — зависимость от смартфонов (Disillusioned), социальное неравенство (The Doomed), лицемерие набожных людей (TalkTalk), удовольствие от неудач других (Delicious), конец человечества (Hourglass). «Cидишь и говоришь, как Иисус. Попробуй пройтись, как Иисус. Уйди с дороги!», — возмущается Кинан в TalkTalk. Приходится все брать в свои руки.

So Long, and Thanks for All the Fish посвящена недавно умершим знаменитостям: Дэвиду Боуи, Джину Уайлдеру, Принсу, Мухаммеду Али и Кэри Фишшер.

Как отмечал сам Кинан, благодаря скорости распространения информации в социальных сетях список умерших знаменитостей, с которыми ты был знаком лично, каждый день всплывает перед глазами. «И когда тебе 53, ты начинаешь воспринимать это очень серьезно», — рассказывает вокалист.


Фото - Tim Cadiente  

Заглавная песня не об этом, но тоже связана с умершим музыкантом. Хаурдел планировал ее для своего сольного проекта. Когда песня была готова наполовину, с ним связался Честер Беннингтон, который предложил сделать совместный трек для нового альбома Linkin Park. Хаурдел согласился: на тот момент он ясно представлял себе вокал Беннингтона в  Eat the Elephant. Однако в альбом One More Light она так и не вошла, и гитарист A Perfect Circle полностью переделал ее под свой основной проект.

Смысл названия альбома Кинан не раскрывает. «Я такие вещи никогда не объясняю», — увиливает он от вопроса. Если же попробовать зацепиться за смысл одноименной песни, альбом видится вполне жизнеутверждающим: главное — пойти на риск, делать хоть что-то, главное — начать есть слона, пусть на это и уйдет много времени. Первый укус — самый важный. По маленькому кусочку — и рано или поздно все получится. Если взять все в свои руки, конца света, описанного в Hourglass, может и не случиться. «Просто сделай шаг, просто замахнись, просто откуси кусочек, просто поставь все на карту», — поет Кинан в Eat the Elephant.

Первая песня раскрывает тему ответственности за свою жизнь, которой, по словам Кинана, посвящен этот альбом, а последняя — Get the Lead Out — ее закрывает. «Я не тот, кто будет мешкать, нет времени нежничать», — мужественно провозглашает Кинан в финальном мутноватом трип-хопе.

Многообразие и цельность лирики — круто, но Кинан всегда был мастером в этом. А вот то, как меняется его манера пения и лихие скачки между жанрами, действительно выделяет этот альбом на фоне других работ группы.

Песня Eat the Elephant — самая спокойная, в ней даже, кажется, совсем гитары нет. У клавишных на этом альбоме особая роль. Следующая за ней Disillusioned поражает тем, как ловко музыканты управляются с тишиной в припеве. Он вообще как будто взят из другой песни, но очень интересно следить за тем, как ловко встают рядом друг с другом кусочки этого пазла.

Прекрасно наблюдать за контрастами в песне The Doomed, здесь Кинан сначала рычит и вгрызается в вас зубами («К черту обреченных, ты сам по себе!») под тяжеленный прогрессив-метал, а потом, на бриджах, поднимается до тоскливых высот Стивена Уилсона.

Иструментал DLB здорово смотрелся бы рядом с Warm Place Nine Inch Nails (настроение такое же), начинает постепенно снижать градус и выводить нас из альбома. А концовка (после Hourglass) — пожалуй, единственное слабое место. Не слушая альбом целиком, вы вряд ли захотите вернуться к последним двум песням. Можно, конечно, восторгаться, что эти черти ещё и в трип-хоп могут, но A Perfect Circle — все таки не Tricky, и не Massive Attack.

«Eat the Elephant» — действительно выдающаяся работа, она напоминает о том, насколько доступными и увлекательными могут быть сложные вещи. Кто знает, может быть, мы даже прислушаемся к выпадам Кинана и действительно возьмём жизнь в свои руки.

Ну, а группе Tool теперь придется постараться, чтобы превзойти такой уровень.