За последние 40 лет в Манчестере произошло множество значимых музыкальных событий. Именно там появились Joy Division (после самоубийства Йена Кёртиса преобразованные в New Order) и The Smiths, возник жанр «мэдчестер», смешивающий рок и эйсид-хаус.

Одно из важнейших мест той эпохи, которое практически сразу стало культовым, а сейчас имеет полумифический статус, —  клуб «Хасиенда» (Haçienda). За пятнадцать лет своего существования клуб оставил серьёзный след в музыкальной истории.

Здесь зародился мэдчестер и активно развивался эйсид-хаус. В его стенах выступали New Order, Bauhaus, The Smiths, Psychic TV и многие другие. Впечатляющий список, не правда ли? Но у «Хасиенды», основанной владельцами культового лейбла Factory, участниками New Order и их менеджером, всегда были трудности. Начиная со значительных превышений бюджета и воровства оборудования и заканчивая жестокими бандитскими разборками и проблемами с полицией.

Питер Хук и Стивен Моррис в Хасиенде, 1986 год


Фото - Kevin Cummins 

Мы уже видели историю «Хасиенды» глазами Тони Уилсона, создателя Factory Records и телеведущего, в чудаковатом фильме «Круглосуточные Тусовщики». После Тони за перо взялся ещё один совладелец клуба, остроумный басист Joy Division и New Order, Питер Хук. Он более подробно рассказал о том, как всё начиналось, что происходило во время важнейших периодов деятельности клуба и, самое главное, отметил многочисленные недостатки в управлении «Хасиенды». Поэтому его книга имеет отличный подзаголовок: «как не стоит управлять клубом».

Задача у Хуки стояла не только в том, чтобы рассказать о музыкальной жизни Манчестера за 15-20 лет, а ещё о том, как они открывали клуб, и что привело к его закрытию, какие верные и неверные решения принимались в организации. Поэтому был большой риск уйти в скучное перечисление фактов. Но тут неожиданно открывается талант Хуки — он увлекательно рассказывает истории. Его рассказы об «укуренных» приключениях во время записи альбома New Order «Technique» на Ибице, безбашенном концерте Einstürzende Neubauten, охранниках-бандитах клуба и их разборках с другими бандами читать одинаково интересно.

Непросто вместить такое количество насыщенных событий в одну среднюю по объёму книгу, но здесь это удалось.

Хасиенда


Фото - deejay.it 

Конечно же, хватает в книге и баек, как в случае с «Тусовщиками». Но без них никуда: за эти годы расплодилось столько мифов о той эпохе.

Хук предоставляет обширную хронику событий и показывает, почему желание наслаждаться искусством и давать его всем почти даром ещё не означает, что эта затея стопроцентно принесёт тебе моральное удовлетворение и деньги. Главной причиной закрытия «Хасиенды» стала наивность основателей клуба и упорное желание снова наступать на те же грабли. Так как сам по себе клуб фактически не приносил прибыли, его спонсировали преимущественно New Order, которые в те годы были очень успешны как в Британии, так и в Америке.

Но самое главное — в клубе была душа, и он имел собственный колорит, поэтому его с теплом вспоминают все, кто вершил там историю.


Фото - mdmarchive.co.uk 

Эта книга – ода «Хасиенде» и той эпохе, написанная музыкантом, который почти всегда был в центре событий. Поэтому читать её – одно удовольствие. Ещё радует то, что в ней содержится полный список выступающих артистов и диджеев, а также цитаты других людей, причастных к успеху и провалу клуба (Роб Греттон, Тони Уилсон).

Мало охвачен период 82-84 годов, когда в клубе постоянно выступали потрясающие артисты, и совсем нет фотографий. Минимализм по канонам Factory. Наверное, оно и правильно.

P.S. Оригинал книги вышел в 2009 году, через пару лет после того, как Хуки окончательно (на данный момент) покинул New Order. С тех пор он выпустил ещё две книги, посвященных Joy Division и New Order, которые также полны интересных историй. Остаётся надеяться, что они выйдут официально в русском переводе.