Есть группы, чье творчество можно оценить исключительно по музыкальными критериями — лирика, звучание, их эволюция от альбома к альбому, схожие черты с творчеством коллег. Но есть и такие, о которых сложно говорить вообще, потому что они затрагивают что-то в душе слушателя, превращаясь в некую субстанцию, смешанную из звуков, чувств, ассоциации, воспоминаний, эмоций. Нэшвиллская группа Red в целом и их новый альбом Of Beauty And Rage в частности — это прекрасный пример для второго случая.

Red — Of Beauty And Rage (2015)




red-of-beauty-and-rage


01. Descent
02. Imposter
03. Shadow and Soul
04. Darkest Part
05. Fight to Forget
06. Of These Chains
07. Falling Sky
08. The Forest
09. Yours Again
10. What You Keep Alive
11. Gravity Lies
12. Take Me Over
13. The Ever
14. Part That’s Holding On
15. Ascent

Что интересно, пятый студийный альбом коллектива при всей своей эфемерности и эмоциональности все-таки имеет если не структуру, то концепцию. Эта пластинка — как чемодан с двойным дном. Если слушать ее, абстрагируясь от реальности, она представляется клубком из нестерпимой боли и страданий, которые в свою очередь прекрасны до слез и мурашек по коже. Но стоит только начать вслушиваться, отстранив на время все личное и рвущее душу, как начинаешь видеть гораздо большее, как будто прозреваешь.
У Of Beauty And Rage есть конкретная идеология, если можно так сказать. Собственно вряд ли могло быть иначе у группы, которая позиционирует себя в том числе и как представителей христианского рока. Нет, конечно, о навязывании религии и ее мировоззрения никто не говорит, но что-то как бы божественное в этом есть. Вернувшийся к работе с группой Роб Грейвс вместе с братьями Армстронг и Майклом Барнсом рисуют своими песнями картину вечного противостояния добра и зла, стремясь научить искать красоту даже в самых темных уголках разума. Как бы плохо не было сейчас, нельзя терять надежду и опускать руки. Да, безусловно, эта идея отлично вписывается в христианское учение. И да, это одна из ведущих тем творчества группы. Еще после выхода альбома Innocence & Instinct музыканты в одном из интервью заявляли:

Наш новый альбом посвящен изучению борьбы между светом и тьмой внутри каждого из нас — между свободой и теми инстинктами, которые заставляют нас делать то, что нам совсем не хочется делать. И это война длиною в жизнь

Музыканты в целом остались верны своим идеалам, изменились лишь некоторые обстоятельства.
Лично мне всегда казалось, что христианский рок — это слишком громкое обозначение, которое в то же время должно значительно сужать круг слушателей. Но, как показывает практика, это не так. И помимо собственно самих Red, можно вспомнить, например, Skillet или Thousand Foot Krutch, которых также причисляют к этому жанру. Если не углубляться в рассмотрение идеологии, так или иначе пропагандируемой группой посредством своих текстов, то их творчество само по себе не слишком сильно контрастирует с тем, что делают их коллеги по современной рок-сцене. Тем самым, я хочу сказать, что так называемые христианские группы, занимая свою нишу, все-таки не стоят особняком. Заканчивая это лирическое отступление, я все-таки возвращаюсь к разговору о Of Beauty And Rage и призываю вспомнить, что концепция и идеология — это здорово, но все-таки есть непосредственно музыкальная составляющая.

И она музыкантам из Red удалась как нельзя лучше. Разные сайты в своих рецензиях и обзорах данного альбома сравнивают группу с Breaking Benjamin и даже Linkin Park. Второе сравнение можно отмести хотя бы потому, что у Red никогда не было элементов хип-хопа. Первое на мой взгляд также является достаточно спорным и, по крайней мере, не применимым к материалу Of Beauty And Rage точно. Вообще, если рассматривать альбом в контексте всего предыдущего творчества группы, можно говорить о некоем возвращении к истокам. Его можно поставить в один ряд с выпущенным в 2006 году End Of Silence. Однако если на нем были такие “хиты”, как Breathe Into Me и Already Over, то новый альбом не может похвастаться их наличием. С первого прослушивания альбом кажется не запоминающимся вообще. Вряд ли возможно выделить какую-то одну песню, которая нравится больше других, а уж тем более запомнить ее слова. Но мне все-таки кажется, что это не так принципиально именно потому, что альбом должен восприниматься целиком, без деления на отдельные треки. Кроме того, нужно отметить одну не очень характерную для новых альбомов черту, — вторая половина материала оказывается интереснее первой. Кажется, что пластинка развивается и разворачивается по нарастающей и становится лучше и лучше с каждой песней. И тут опять можно вспомнить о клубке, который постепенно разматывается, доходя до самого главного, запрятанного в его центре.

Видеоклип Red — Darkest Part


Практически одновременно с альбомом группа представила на суд общественности видео-клип на песню Darkest Part. Собственно клипом это можно назвать с большой натяжкой, скорее мини-фильмом. И я хочу несколько слов сказать о нем тоже, потому что это один из немногих случаев, когда видео-ряд идеально вписывается в общую — опять же — концепцию всего альбома.

Пересказывать содержание ролика я не буду, каждый может посмотреть его сам. Да и при всем желании сделать это было бы достаточно сложно. Мне он представляется некоей демо-версией полноценного психологического триллера с элементами фильма ужасов — и не примитивного, с кровью и кишками, а такого, который держит в напряжении до последнего момента. Может быть, это прозвучит излишне пафосно, но этот ролик требует некоторой подготовленности от зрителя, которая позволит воспринять его должным образом. Его создатели вводят ряд знаков, ведущих к пониманию сути. Основной — это маски с птичьими клювами вкупе с длинными плащами. Он отсылает нас во времена мрачного Средневековья, где в такие костюмы облачались чумные доктора. Считалось, что маска с клювом придавала им вид древнеегипетского божества и, таким образом, отпугивала болезнь, не давая им заразиться. Кроме того, она несла функциональную нагрузку, защищая от болезнетворного запаха. А теперь вернемся в наши времена. Чума уже не представляет опасности, от нее не умирают, а врачи, конечно же, не носят таких масок. Попробуем несколько “расширить” этот символ, перенося его на современность. Мне кажется, в данной ситуации группу людей в масках и мантиях (к слову, на обложке альбома этот символ тоже присутствует) можно воспринимать как знак неизбежной смерти. Еще больше убедиться в правильности такой идеи помогают груды красных листьев, из которых восстают герои клипа (самая стандартная и заезженная ассоциация с кровью — собственно и название группы относит к этому же символу).
Честно говоря, после первого просмотра этого мини-фильма у меня остались вопросы о его смысле, но после осознания и принятия рассмотренных мной выше символов, все встало на свои места. И, да, я не собиралась пересказывать содержание, но кто может говорить об однозначности моего взгляда? Может быть, вы увидите что-то иное. Ну, или просто опустите следующий абзац.

Главный герой просыпается в груде красных листьев с кровью на руках. Как мне видится, он умер, но попал в так называемый лимб — место между адом и раем. И теперь дело за ним — найдет ли он путь именно в рай. Там же находит он и свою возлюбленную. Вместе они блуждают по лесу и заброшенному зданию в поисках выхода — точнее, перехода в рай. Герой находит (об этом говорит белый свет, который он видит за дверью), а вот героиня так и остается в промежутке. Возможно, она отправится в ад.

После просмотра ролика возникло впечатление, что группа собирается снять еще несколько видео-клипов на песни с Of Beauty And Rage, которые станут своего рода продолжением этого мини-фильма. По крайней мере, хотелось бы их увидеть.

Подводя итог, хочу еще раз отметить, что этот альбом надо слушать целиком и именно в том порядке, в котором и идут песни, без перемешиваний. Именно такое прослушивание и позволит составить полноценное впечатление и, мне кажется, оставит определенный след в душе каждого — скорее положительный, но с привкусом легкой и светлой грусти.