Ария, ничего не попишешь, самая популярная группа русского метала. Даже будучи единой в двух лицах с группой Валерия Кипелова. И даже уход Артура Беркута в 2011 тут мало что изменил. С 25 ноября в сети доступен новый альбом – Через все времена.



Ария рецензия через все времена


1. Через все времена
2. Город
3. Блики солнца на воде
4. Не сходи с ума!
5. Время затмений
6. Точка невозврата
7. Ангелы неба
8. Атака мертвецов
9. Зов бездны
10. Бегущий человек

В споре «Ария против Кипелова» я давно и прочно на стороне Арии. Потому что мотор и мозг группы — это Дубинин и Холстинин, их сочинительские таланты и организаторские способности. В последние годы к ним добавился как автор еще и Сергей Попов. После Кипелова «Через все времена» уже четвертый альбом. И я настаиваю: группа «Ария» все еще лучше группы «Кипелов» по главному из критериев – материалу.

Ударный заглавный манифест, напрямую отсылающий к «Скифам» Блока, по традиции, играет роль стартового номера, который вводит слушателя в альбом. И сам по себе он является попросту проходным power-боевичком: таким, чтобы концерты открывать. Зато уже с длиннющего сатирического «Города» и следующего за ним размашистого блюза «Блики солнца на воде» группа вновь подходит к своей лучшей форме. Житняков наконец достаточно заматерел, чтобы быть вокалистом именно «Арии». И по форме, и по содержанию перед нами одновременно и старая Ария, и новая. В «Городе» слышно что-то из готических и даже металкоровых групп 2000-х. Впрочем, тематика и там, и там скорее естественная для хэви-метала. Город бичует ночное распутство мегаполисов, а «Блики солнца…» — мучительная исповедь перед самим собой человека на исходе жизни.

«Не сходи с ума» — камбэк поэта Александра Елина. А сама песня за авторством Попова звучит вдруг как привет старым хитам Холстинина, особенно «Небо тебя найдет». Но только теперь песня получилась не о наркозависимости, а о политике. О пропаганде и льстивой лжи, порождающей коллективное безумие нашего времени. «Время затмений» после такого номера можно спокойно пропустить — довольно скучный и проходной вышел трек, даже аллюзия на «Игру Престолов» довольно корява и неудачна.

За апокалиптическими «Ангелами неба» следует лучшая песня альбома, лучшая песня с Житняковым и одна из лучших песен вообще – «Атака мертвецов». Отрадно, что группа Ария внесла свою лепту в пробуждение у русского народа наполовину убитой памяти о Первой мировой войне. Даже странно, что эта легендарная страница русской воинской доблести (была ли она ровно такой, какой ее все знают по публицистике — Бог весть, потому я и говорю — «легенда») не была воспета до сих пор, да к тому же именно Арией. Это ведь готовый эпический сюжет для метал-хита. Похоже, дело было именно в том, что последняя война той России была незаслуженно забыта массовой памятью – не без помощи извне. Думается, однако, песня эта и о будущем. Кому-то из нас однажды придется вот так же идти в атаку и драться уже за чертой смерти. Что ж, в таком случае им есть, что петь, новым мертвецам.

Восьмиминутный «Зов бездны» – вот та баллада, которой не хватало Арии на альбоме – что на Фениксе, что на первой половине диска. Сильна, пронзительная и отчаянная песня, которую мне хочется определить, как вещь то ли о самоубийстве, то ли о наркотиках (и получается привет самим себе двадцатилетней давности – всем хорошо знакомой «Ангельской пыли»). Ну и финальная точка – антиутопический боевик «Бегущий человек» за авторством Холстинина и Лобанова продолжает традицию «Симфонии огня» с «Феникса». Так что финал альбома можно считать открытым – в отличие, скажем, от «Феникса» или там «Крещения Огнем», где было однозначно, что история, рассказанная альбомом, заканчивалась смертью. Тут же «бегущий человек» родом из романа Стивена Кинга имеет все шансы удрать из-под камер телевизора и кошмара бойни в телешоу. Хорошая, кстати, рифма с только вышедшей первой частью «Сойки-пересмешницы».

Отрадно видеть, что группа «Ария» в хорошей форме. Куда лучше, нежели три года назад, когда хороший альбом портили два совершенно отвратительных трека, да и из остальных половину можно было спокойно выбросить, чтобы слушать полчаса действительно гениальных треков, достойных даже «Героя асфальта». Из этого же альбома лично я даже слабые треки (заглавный, «Время затмений» и, наверное «Точку невозврата») не выкидывал бы. И живьем играл бы все треки. Ну а «Атаку мертвецов» я надеюсь услышать еще и на концертах будущих турне многие годы спустя.
Время стоять до конца – некуда нам отступать.
Свет и покой в небесах могут нас подождать.