Борис Борисович Гребенщиков выпустил новый альбом, и альбом этот – первый за многие годы сольный. До этого так он поступал дважды – в 1992 и в 1997, в очередные переломные времена. Никакой конъюнктуры в этом не было никогда, просто, как сам он и говорит, есть случаи, когда высказывание должно быть максимально личным и не обязывать к определенной позиции весь «Аквариум».



Рецензия на альбом | Борис Гребенщиков – Соль (2014)


01. Праздник Урожая Во Дворце Труда
02. Пришёл Пить Воду
03. Губернатор
04. Не Было Такой
05. Любовь Во Время Войны
06. Ветка
07. Голубиное Слово
08. Если Я Уйду
09. Селфи
10. Stella Maris


Третий из сольных альбомов БГ – еще и самый мрачный, самый пессимистичный, максимально интровертный. Сквозь все песни сквозит ощущение исповеди человека, чья великая миссия получилась не так, как должна была. Не случайны же слова «Пришел пить воду, не смог узнать ее вкус» — это прямая отсылка к собственным же словам начала 80-х. «Мы пили эту чистую воду, и мы никогда не станем старше». Стали. Шабаш. Праздник урожая во дворце труда.

Кстати, что удалось на этом альбоме более всего в поэтическом плане – это именно сила метафор и афоризмов, которая вполне заслуживает того, чтобы говорить о поэтических вершинах, небывалых даже для БГ. Бронзовый век нашей поэзии во многом продолжается его трудами. «Праздник урожая во дворце труда» — самые точные слова для ответа на вопрос «да что вообще происходит вокруг?» «Под рубашкой об «Бриони» наколки на груди» — многие так думали о власть предержащих, да кто сказал? Опять БГ. Песню же «Любовь во время войны» я не комментировал в свое время, не буду и сейчас. Но это лучшее, что было издано в этом году на русском языке, особенно это касается именно текста. Злого, отчаянного и не скрывающего враждебности к истерическим припадкам общества. Но любовь во время войны – это лучше, чем просто война без всякой любви. Им, губернаторам, крепко не повезет, когда я проснусь. Хотя, если судить по песне «Если я уйду» в положении он двусмысленном и это не в первый раз уже – песня родом из 80-х, когда особенно популярные рокеры обязательно оказывались под наблюдением у Калужского Городского Банка.

Но и музыкально «Соль» получилась вещью уникальной для нашего мира. Все мы многие годы уже знаем, что Гребенщиков рос во многом на творчестве Jethro Tull, и… На антивоенном шедевре играет Сам. Ян. Андерсон. Да, вы не ослышались. Даже, думаю, сами узнали уже. Так вот мы и скользим прочь по тонкому люду нового дня. И это не говоря о сессионных гостях из King Crimson и Oasis. Вряд ли кто-то, кроме Гребенщикова, мог бы собрать такой интернационал для записи пластинки на русском языке. Для кого-то он уже показался, наверное, простым и предсказуемым, эдакой пластинкой для тех, кому уже за 50, но рок еще приятно слушать. А колбаситься на концертах с молодежью пузо пивное не позволяет. Вот только вранье это все.

Уверен, Борис Борисычу тоже будет с чего ждать в свой адрес камней, оскорблений и грубостей. Но дело в том, что ему, слышавшему голубиное слово, вряд ли это помешает идти таким путем, каким он привык идти и помнить о том. Другой звезды над ним нет, и не будет. Да и не надо.

Утро далеко. Ничего, мы подождем.