Каждый новый альбом группы Би-2 становится самой настоящей битвой – прежде всего, с самими собой. И дело тут не только и не столько в первых альбомах начала 2000-х, сколько в альбомах последних. Уже, казалось бы, давно пора остепениться и просто верно следовать какому-то тренду, но даже в строгом стиле группа уже неоднократно прыгала выше головы – настолько, что своим лучшим ИМХО альбомом Spirit едва ли потолок не пробили. Хороший вопрос состоит в том, что к этому сможет добавить едва вышедший #16плюс.

Фотоотчет с закрытой презентации альбома Би-2 – #16плюс

Би-2 – #16плюс (2014)




Рецензия на альбом | Би-2 - 16+ 2014
original

CD1

1. Не умирать молодым
2. Хипстер
3. Блюз 16+
4. Забрали в армию
5. Тёмные небеса feat. Смысловые Галлюцинации
6. Музыка без причин feat. Elizaveta and В. Гаина
7. Над пропастью во ржи
8. Мать
9. Компромисс
10. Остров сломанных игрушек
11. Только любовь починит feat. Elizaveta
12. Три сантиметра над землёй

Bonus CD (CD2)

1. Дайте огня feat. Альянс
2. Нэпман
3. Робот feat. Yuri Usachev
4. Хипстер (Nu Disco Mix by Fun2Mass records)
5. Тёмные небеса (Remix by Yuri Usachev feat. Тина)



Само название выглядит каким-то заигрыванием с троллингом медленно набирающей в нашем обществе и масс-медиа силу цензурой. Но куда больше таким скандалом стоит считать само звучание альбома. Я не знаю точно, кто им предложил построить альбом на такой непрошибаемой «стене звука», но предложение это было верным.

Основной альбом


Развязный стартовый стинтипоп-боевик «Не умирать молодым» звучит отличным стартовым номером для того, чтобы дать понять: нас ждёт альбом громкий, ошеломляющий и, повторюсь, развязный. Хотя эта характеристика не так уж неожиданна для Би-2, ведь они – одни из немногих вполне однозначных секс-символов на нашей рок-сцене. Но в наши времена стремительного возвращающегося ханжества это все звучит в достаточной мере скандально.

Как не менее скандально звучит и первый прославившийся сингл с альбома – «#Хипстер». В своей рецензии на релиз сингла я принял его не сказать, чтобы очень уж тепло, но сейчас чувствую, что был несколько неправ. На альбоме песня встала на свое место, и вдруг стало возможным услышать то, что она – бодрый, угарный боевик для того, чтобы орать припев до хрипоты. И более того, эта песня тоже тянет на скандальную – не зря же некоторые публицисты говорят, что слово «хипстер» стало некоторым синонимом «жида» — ругательство пополам с ярлыком для тех, кого можно журить. Антисемитизм не в моде, а вот субкультуры… «Всё говно, всё такое немодное», и это не только хипстерские стоны, это в определённой степени грустная констатация факта.

Ну и затем – еще одна мощная порция хитов, «Блюз 16+» и «Забрали в армию». Оба – музыкальное развитие тематики стартового боевика и в них атмосфера становится еще гуще и напряжённее, а провокативность – очевиднее. Клич «забрали в армию!» звучит каким-то страшным «убили!» — и больно это зловещее совпадение. И вся эта бешеная (но не быстрая, альбом вообще среднетемповый получился) энергетика затем перекочует в «Над пропастью во ржи» и особенно в «Мать». Последнюю можно привести в пример как блестяще высмеивающую лицемерие и некоторую эвфемистичность наших межчеловеческих отношений – «но всё же дольше, чем тебя, я не забуду твою мать», «как пилила меня, точно пилит бюджет». Пожалуй, это одна из лучших песен на альбоме и у Би-2 вообще. Будет несправедливо, если она не перерастет в герои концертных бисов. Эти две пары треков разделены оптимистичными «Темными небесами» и «Музыкой без причин», на которых вперед выводятся приглашенные гости – Смысловые галлюцинации, Валерий Гаина и впервые появляющаяся на диске Elizaveta.

Начиная с Компромисса сатира окончательно уступает место лирике. Сперва достаточно грустный по тексту «Компромисс», который видимо о рокере, который то ли предал идеалы, либо о человеке, который почем зря оставил рок-н-ролл и теперь жалеет. Затем – «Остров сломанных игрушек», тягучий медленный номер с мажорным припевом. И все, чтобы в итоге прийти к монументальному и очень оптимистическому финалу в виде песен «Только любовь починит» и «Три сантиметра над землей» — первый вновь с Elizaveta. «Три сантиметра…» ничуть не хуже гениальной «Молитвы» подошли бы для того, чтобы закончить ею какой-то фильм. А пока ей заканчивается очередной альбом группы, который вполне можно назвать лучшим. Прогресс идёт семимильными шагами, хотя, повторюсь, музыкально стилистика Би-2 очень строгая.

P.S.

Bonus CD

О корнях этой стилистики отличное представление дают три бонус-трека, звучащие после основного альбома. Первый – это «Дайте огня», старый и всем, слушавшим рок в конце 80-х хорошо известный нью-вейвовый суперхит группы «Альянс». Сами авторы приняли участие в написании ремейка, и получилось очень органично и даже несколько трансово-психоделично. Получилось намного лучше, чем у Бигудей, когда они позвали Евгения Гришковца читать очередную простыню воды в кавере на «На заре». Второй кавер – переделка «Нэпмана» авторства Фёдорова и Озерского из «АкуцЫона». От абсурдистского психодела не осталось и следа, но остался агрессивный внутренний стержень – как выяснилось, нью-вейвом эта песня была всегда. Ну и наконец уже обнародованный на сингле «Хипстер» «Робот» Банановых островов. Так что все три бонуса – отличная экскурсия в историю группы и в то, что Шура и Лева слушали на заре карьеры.

Оценка: 10 из 10

Явление альбома


Специально для акционеров на «Планете.ру» и журналистов группа устроила закрытую презентацию альбома в «16 тоннах» 15 сентября. И хотя концерта не было, а музыканты все время бродили в толпе среди поклонников (и поднялись на сцену только на автограф-сессию), драйву на сцене и в зале ничего не мешало — звук был громкий и прошибающий крохотный клуб насквозь, что лишь уверило в том, какой отличный альбом нам явился. Группа же присутствовала не только в зале, но и на сцене — в виде роботов с инструментами, лица-планшеты которых изображали музыкантов. В шумной, ненакуренной и теплой обстановке альбом был принят очень хорошо,и теперь осталось ждать реакции на него широкой публики.