Это один из тех релизов, о которых нельзя было не сказать. И столь долгую паузу между выходом мини-альбома The End и появлением рецензии может извинить лишь то, что о Black Sabbath можно говорить вообще всегда, в любое время, по поводу и без.

Воссоединение легенд и отцов-основателей «металлического» жанра само по себе было громким событием. И тем печальнее было неучастие в этом деле Билла Уорда. Увы, в последнее время история его взаимоотношений с коллегами больше напоминает «Санта-Барбару» (обо всём этом можете почитать на сайте). Поначалу Оззи, Тони, Гизер и примкнувший к ним барабанщик Брэд Уилк планировали поставить точку ещё в 2013 году, выпустив очень качественный альбом «13», но затем, поймав кураж, решили записать ещё одну пластинку и отправиться в прощальный тур. В какой-то момент стало понятно, что выжать из себя полноценный альбом не получится, поэтому Айомми и компания решили не мучить ни себя, ни поклонников и издали уже готовый к тому моменту материал в виде мини-диска с лаконичным названием The End. Правда, в продаже его вроде как нет, и распространяется он ограниченным тиражом на концертах прощального тура Black Sabbath.

Black Sabbath – The End (EP, 2016)



black sabbath the end


Трек-лист
1. Season of the Dead
2. Cry All Night
3. Take Me Home
4. Isolated Man
5. God Is Dead? (Live Sydney, Australia 4/27/13)
6. Under the Sun (Live Auckland, New Zealand 4/20/13)
7. End of the Beginning (Live Hamilton, ON Canada 4/11/14)
8. Age of Reason (Live Hamilton, ON Canada 4/11/14)

Собственно, The End сложно назвать мини-диском: в него вошло аж 8 треков – столько же, сколько было на легендарных Paranoid и Master of Reality, а по длительности (54 минуты 18 секунд) он превосходит все альбомы Sabbath с Оззи, включая последний. Фишка в том, что лишь 4 трека являются свежим материалом: вторую половину релиза составляют записи «живых» выступлений группы. И, как мне подсказали, такие казусы действительно иногда случаются. А как обстоят дела с качеством материала?

По большому счёту, Black Sabbath на этом альбоме сделали то, что они лучше всего умеют, — выдали порцию мрачных, тяжёлых и вязких композиций в своём неповторимом стиле. Многие пытались и пытаются играть нечто подобное, но соединить медленные, жёсткие гитарные риффы на заниженных струнах, взятые на вооружение дум-металлистами, с духом и звучанием «старой школы» удаётся далеко не всем. Один из секретов успеха группы – вокал Оззи, который одних раздражает, других приводит в священный трепет, но при этом феноменальным образом почти не меняется с годами. Разве что прибавилось в последнее время хрипотцы.

Из четырёх новых песен наибольший интерес представляет первая – Season of the Dead. Большая часть этого антивоенного боевика выдержана в сдержанном, почти маршевом ритме. «Phantom soldiers marching off to war. / Never knowing what they’re fighting for», — поёт Оззи, и уже от этой фразы, возможно, бесхитростной, но болезненно актуальной для сегодняшнего дня, бегут мурашки по коже. Можно выделить и песню Take Me Home, прежде всего, за её резкое, порывистое начало, а также за симпатичные басовые и акустические пассажи… А вот второй и четвёртый треки получились слишком… что ли, клишированными для этого жанра, а местами и похожими друг на друга. Не исключено, что если бы Sabbath довели до ума запись полноценного диска, то смогли бы внести в них какие-то интересные штрихи, ну а так – имеем то, что имеем. Хотя трек Cry All Night всё же радует своей медленной частью (соло Айомми и следующий за ним куплет), а в песне Isolated Man обращает на себя внимание то, что вокал Оззи был записан с большим количеством наложений, что придаёт ему силы и делает более потусторонним и пугающим. А ещё там есть гитарный проигрыш, сильно напомнивший мне вступление к одному металлическому хиту. Возможно, это моё субъективное восприятие, и никакой схожести на самом деле нет. Сохраню интригу, не выдам ни имён, ни названий.

А вот в «живых» треках, я считаю, не было никакой необходимости. Три из четырёх треков представляют собой песни с альбома «13», при этом концертные версии вряд ли отличаются от студийных чем-то, кроме качества. Ещё один трек – это живое исполнение Under the Sun, которую группа после воссоединения почему-то играет без моего любимого финального проигрыша.

Итак, если это действительно конец легендарной группы, то он получился вполне достойным. Поклонников Black Sabbath свежий материал не разочарует. Интересно, сыграет ли группа эти песни на московском концерте?