Для читателя вряд ли станет серьёзным открытием тот факт, что современное российское кино, в массе своей — гнилое болото и, за редким исключением, смотреть без слёз на эти «новые комедии от известных КВНщиков», «великие фильмы о великой войне» и прочее «творчество» совершенно невозможно. Анализ этого явления – повод для отдельного материала. Важно отметить, что главной мотивацией для создания кино являются деньги, а понятия, вроде «идеи» и «новаторства» находятся на последних местах.

Bad Motherfucker

Плюсом развития технологий в нынешнее время является то, что они дают людям массу возможностей для самовыражения, при этом практически не требуя вложения средств. Можно «выехать» на голом энтузиазме, что ещё 10-15 лет назад было невозможно. И это понимал лидер группы Biting Elbows Илья Найшуллер, который придумал и срежиссировал сначала видео на песню The Stampede, а потом и клип Bad Motherfucker. Последний «выстрелил» в youtube, собрав за первые 10 дней 10 миллионов просмотров (и более 33 миллионов на момент написание этого материала).

Объединяло эти 2 клипа то, что оба они были сняты от первого лица и в них обоих присутствовал ураганный, адреналиновый экшен.

В таких условиях родилась идея фильма Хардкор, который в первом приближении является гипертрофированным роликом Bad Motherfucker, разросшимся до полутора часов. Но это только на первый взгляд.

This is war, baby!

То, что уровень насилия в фильме будет зашкаливать, самые смекалистые поняли уже из названия, но для остальных это подробным образом демонстрируют уже во вступительных титрах.

Сюжет картины рассказывает историю некоего Генри, который в один не самый прекрасный день обнаруживает себя без руки, ноги и глаз в летающей над Москвой лаборатории. Но всё не так мрачно, ибо работающая в лаборатории девушка Эстель вставляет Генри механические глаза и приваривает механические руку и ногу. Попутно выясняется, что Генри и Эстель до случившейся с последним неприятности были мужем и женой. Воцарившуюся семейную идиллию разрушает светловолосый мутант Акан в исполнении Данилы Козловского. Владеющий телекинезом Акан обращает Генри и Эстель в бегство, в спасательной капсуле они покидают летающую лабораторию, после чего девушка похищена, а главной целью протагониста становится её поиски.

Сразу становится заметно, что по части постановки драк, перестрелок и прочих потасовок «Хардкор» сделал шаги вперёд по сравнению с упомянутыми ранее клипами. Генри, даром что киборг, быстро понимает, что способен уважить и несколько супостатов одновременно, и дюжину и даже сверх того. Охотно используются разнообразные виды холодного и огнестрельного оружия, взрывчатка, а порой самые неожиданные подручные предметы. Напряженные рукопашные схватки перемежаются с не менее напряженными перестрелками. События стремительно сменяют друг друга. Вроде бы только что Генри раздавал залихватских тумаков супостатам в сталинской высотке, но вот мы уже сидим в коляске мчащегося на полной скорости мотоцикла и стреляем из любезно установленного на нее пулемёта. Главный герой прыгает, бегает, карабкается, показывает чудеса паркура, и каждое движение зритель чувствует на себе.

Сделаем сноску – фильм не на все 100% снят от первого лица, но, примерно 95% приходится на этот самый вид из глаз главного героя. И вот, имея такие исходные данные, создателям фильма пришлось отвечать на ряд вопросов, с учетом указанного выше. Как построить сюжет? Как его разнообразить? Как ввести в него второстепенных персонажей? И так далее.

И на все эти вопросы Илья Найшуллер сотоварищи дают исчерпывающие ответы. Он смекнул, что подобный способ подачи материала, с учетом жанровой принадлежности, неизбежно даёт ассоциации с индустрией электронных развлечений или, проще говоря, компьютерных игр. Надо это использовать! На глазах у изумлённых зрителей «Хардкор» просто берёт лучший опыт игр в жанре экшен и самым изобретательным образом переносит его на экран. Попутно даёт отсылки и к играм (Call of Duty, Mirrors Edge, Battlefield…), и к известным художественным фильмам (Адреналин, Универсальный солдат, Аватар и даже Звездный Войны).

Кроме перечисленного выше, у Хардкора есть ещё один увесистый плюс или даже плюсы. Речь идёт про Шарлто Копли, сыгравший роль таинственного Джимми, который по ходу фильма встречается Генри много раз, часто оказывается убит, но после появляется вновь уже в новом образе (вторая половина фильма проясняет природу этого феномена). Палитра колоритных образов Джимми в сочетании с отличной актёрской игрой и уместным юмором делает картину бенефисом гражданина Копли. Он и байкер, он и бомж в троллейбусе, он и хиппи, он и гротескный полковник с ППШ и мало ли кто ещё. Шарлто умудрился даже раскрыть бунтарский образ панков в одном из эпизодов. Остаётся только удивляться находчивости создателей, ведь им не приходится каждый раз представлять персонажа, в то же время личина каждого следующего Джимми всякий раз разная и непросто предугадать, что он выдаст при следующей встрече.

Cause I’m having a good time

Важная составляющая Хардкора — место действия (Москва). Это дополнительно греет душу, прямо с того момента, как Генри и Эстель приземляются в спасательной капсуле прямиком на внезапно полупустое ТТК рядом с Москва Сити. Дальше идёт сплошная радость. Устроить драку со стрельбой на Арбате? Пожалуйста! Набить морды сотрудникам полиции в подземном переходе? Сколько угодно! Устроить погоню с элементами паркура по мосту через Москву реку? Вы пришли по адресу! Ну а когда городской троллейбус сжигают с помощью огнемёта, хочется смахнуть скупую слезу умиления. Не отстаёт от локаций и массовка. Эти характерные образы даже эпизодических персонажей, в которые не просто веришь – их встречаешь на столичных улицах каждый день. Дополнительно радуют разного калибра известные личности, появляющиеся в кадре в качестве статиста или очередного пушечного мяса. Когда ещё выпадет шанс посмотреть, как Сергея Шнурова хватают плоскогубцами за нос и используют как живой щит?

Говоря о визуальной составляющей, нельзя забывать и о музыке, к которой товарищ Найшуллер, напомню, имеет самое непосредственное отношение. Здесь тоже всё подобрано и написано со вкусом и к месту. Кроме вполне ожидаемых треков группы Biting Elbows, в фильме имеются песни известных авторов и коллективов вроде The Drums, The Sonics, The Temptations, Devendra Banhart и даже Queen.Немало атмосферных вещей написала и супруга Ильи – Даша Чаруша. Талантливая семья, ничего не скажешь!

Всё перечисленное выше вкупе с формой подачи даёт удивительный результат. Важность картины в том, что в её отнюдь не синтетическом сердце стучит не банальная идея заработка, а главным образом желание сделать качественное развлекательное кино, давая узревшим его невиданный прежде опыт. И это блюдо дополнительно приправлено яростной энергией создателей «Хардкора», для которых он, в первую очередь, фильм-мечта. Энтузиазм «голодного» творца – вот что видно в каждом кадре. Кстати, в сети есть несколько интервью съёмочной группы, где ребята подробно рассказывают, через какие мытарства им пришлось пройти, чтобы качество итогового продукта соответствовало ожиданиям.

Есть ли у этого творения Ильи Найшуллера минусы? Да. И главный из них – это узкая специализация фильма, ведь далеко всем нравятся компьютерные игры, а вестибулярный аппарат некоторых зрителей просто не подготовлен наблюдать полтора часа трясущуюся из стороны в сторону камеру. К недостаткам относится и маленький, по меркам индустрии, бюджет фильма и вытекающие из этого компромиссы: не все спецэффекты идеально вставлены в картину, отсутствует модное нынче 3D, а камера GoPro 3, на которую он был снят, технически далека от идеала. Можно задавать вопросы по некоторым моментам сюжета или упрекнуть создателей за нарушение московской географии в некоторых эпизодах. Но всё это отходит на второй план. Ведь это сущие мелочи по сравнению с тем свежим адреналиновым зарядом восторга, который даёт Хардкор. Не каждый день выпадает шанс увидеть рождение нового жанра в кинематографе. И пропускать такое событие категорически не рекомендуется.

Оценка: 9 из 10