Несмотря на обширную творческую биографию певицы, полноценные альбомы под брендом Мара появляются нечасто, что превращает каждый из них в какой-то степени в событие. Очередной и (формально) уже прошлогодний ее релиз с емким названием «Война и мир», безусловно, рассказывает о дне сегодняшнем и попадает в самый актуальный тренд.

Мара — Война и мир (2015)



Рецензия на альбом Мара - Война и мир (2015) фото


1. Будет так!
2. За мной
3. Раненые города
4. Беда
5. Мегиддо
6. 10 направлений/Поле боя
7. Внезапно
8. Галактика/Наступаем
9. 10 направлений (акустическая версия)


Пожалуй, нет тех, кого не волновали бы «радиоактивный пепел», «санкции», «силовики», «победа», «левиафан», «боинг» и просто «война» — все те понятия, которые и составляют нашу жизнь последних полутора лет. Даже те из артистов, которые не имеют возможности или просто желания говорить о политике, не могут обойти эту тему стороной. Самое забавное, при этом, что, по словам самой певицы, песни, вошедшие в альбом, написаны до 2013 года.

Несмотря на это, обращение к социальной тематике для Мары — это, безусловно, прорыв, хотя сам по себе этот цикл песен нельзя назвать цельным высказыванием, манифестом. Певица старательно избегает называть вещи своими именами, искать виновных, или кого-то изобличать, просто констатирует напряжение между людьми, выраженное простым понятием «война». При этом она просто остается чувствительной женщиной с богатым воображением и отдает предпочтение экзистенциальным вывихам, а не плакатной агитации.

И если собственно «войны» в альбоме предостаточно, то надежда на «мир» почти не просматривается. Вместо маленького лучика надежды, хоть какого-то просвета, альбом завершается акустической версией песни «10 направлений», которая выглядит как заупокойная молитва:

Поле боя покидают смелые воины.
Все будут стоять перед богом.
Каждый будет просить за себя.

«Войне и миру», пожалуй, идет на пользу бескомпромиссный сухой гитарный саунд без единого звука синтезатора, что в наши дни выглядит уж совсем как lo-fi и minimal. Из недостатков — совершенно сырое сведение и неуверенный, плавающий в четвертых долях тона вокал. Мара будто бы сомневается, а вдруг все закончится не так уж плохо? Она забывает, что зиму сменяет весна, ночь — утро, а любая война заканчивается миром.