Сколько споров до сих пор идёт вокруг российских новогодних каникул… Кто-то считает, что они слишком длинные, а кто-то, наоборот, просит добавки. Отдельная тема – последний день этих каникул, более известный как Старый Новый год, когда многие (если не все) телеканалы повторяют свои новогодние «огоньки», показанные в ночь с 31 декабря на 1 января. Я бы сравнила это явление с русской народной традицией садиться на дорожку перед дальней поездкой. Что ж, давайте и мы посидим на дорожку и послушаем группу, которую тоже когда-то можно было увидеть на новогодних «огоньках». Итак, команда «Несчастный случай», альбом Mein Lieber Tanz!




несчастный случай mein liber tanz


01. Конферанс
02. Mein Lieber Tanz
03. Конферанс
04. Два осетра
05. Конферанс
06. На берегу пустынных вод
07. Конферанс
08. Мальчик Андрюшка
09. Конферанс
10. Бумажный голубок
11. Конферанс
12. Блюз для тех, кто спит со мной
13. Конферанс
14. Песня о Москве
15. Конферанс
16. Сталинский сокол
17. Конферанс
18. Простые радости Земли
19. Конферанс
20. Дай мне делать моё дело
21. Конферанс
22. Всё-всё



Юмор и стёб шли рука об руку с творчеством «Несчастного случая» с самого момента основания группы. Многие люди, к слову сказать, знакомы с группой именно по весёлым песням вроде «Радио», «Овощное танго», «На фиг, на фиг!» – подобного рода произведения есть и на альбоме Mein Lieber Tanz. Но, в отличие от предыдущей работы «Троды плудов», юмор в нём не ограничивается наличием юморных песен: в альбоме, который позиционируется как концептуальный, высмеивается сама его концептуальность. Начнём с того, что часть песен, попавших в Mein Lieber Tanz, была записана задолго до его выхода: среди них и «Мальчик Андрюшка» (конец 1980-х), и – вы не поверите – Mein Lieber Tanz (её можно услышать в выступлении «Несчастного случая» в Чехословакии в 1990 году, слушать здесь с 4-ой минуты).


Более того, несмотря на то что в начале альбома Mein Lieber Tanz чётко говорится, что он повествует о жизни бисексуально ориентированного пастуха Якова (у кого есть мобильник кого-нибудь из голливудских продюсеров?), история по песням прослеживается очень смутно. Особенно выбивается из концептуальной колеи «Песня о Москве», о которой мне хотелось бы высказаться отдельно. Дело в том, что я долгое время слышала её инструментальный проигрыш, идущий после припева, по одной известной радиостанции в рекламе, кажется, какого-то журнала, посвящённого проведению досуга в Москве. Тогда я подумала: «Ух ты, что за классный трек фоном играет? Кто его сочинил для рекламы?» Шоком (стоит отметить, приятным) для меня оказался не столько факт, что этот самый трек оказался песней «Несчастного случая», сколько то, что песне лет двадцать, а не года два от силы, как я думала.

Другим потрясением для меня стала песня «Блюз для тех, кто спит со мной». К тому моменту, как я её услышала, группа «Несчастный случай» была давно мне симпатична, однако её творчеством я заинтересовалась именно благодаря этой песне. Вернее, благодаря видео с выступлением «Несчастного случая» с ней на презентации альбома Mein Lieber Tanz, где группа впервые показала, что такое храповик и с чем его едят.

К слову сказать, эта видеозапись сохранилась благодаря «Программе А», содержание многих выпусков которой, вообще говоря, достойно отдельной статьи. Что касается непосредственно группы «Несчастный случай», помимо «Блюза…» до нас дошли всего лишь два их номера из презентации Mein Lieber Tanz – «Наша презентация» (предшественник песни «Последние деньки в раю») и «Зоология» (старая добрая песня начала 90-х, которая впоследствии вошла в альбом «Троды плудов»)… Вообще «Несчастному случаю» не очень везло со своевременной записью всего того, что она создавала: чего стоит тот факт, что рекорд группы The Stone Roses с их шестилетней подготовкой к выходу их одноименного дебютного альбома оказывается побит в лёгкую 11-летним промежутком между образованием «Несчастного случая» и выходом их первого альбома «Троды плудов» (хотя на самом деле первым альбомом группы является «Межсезонье» 1989 года, который спустя 7 лет был перезаписан и выпущен официально). В свете этого, на мой взгляд, Mein Lieber Tanz становится ещё более значимым в дискографии «Несчастного случая», чем это может показаться на первый взгляд. Для записи этого альбома было задействовано столько людей, что легче сослаться на статью в Википедии о нём, нежели перечислить их всех (интересно, что среди них есть советские и российские дикторы Игорь Кириллов и Анна Шатилова). Сама запись Mein Lieber Tanz проводилась по ночам в ДК Горького в 1995 году, а к тому времени пока ещё участник «Несчастного случая» Валдис Пельш уже был телезвездой – учитывая то, как записываются ежедневные телепередачи (по несколько выпусков за день, то есть пачками), сами можете себе представить, каково совмещать деятельность в музыкальной группе и работу на телевидении. Довершает всё это создание обложки к альбому: сделать деревянного человечка и найти фирму, которая обеспечит наилучшее на тот момент качество полиграфии, также стоило немалых затрат. Но все они стоили того, что получилось в итоге, а именно выхода самого абсурдного, самого амбициозного и самого интересного альбома группы «Несчастный случай». Группы, которая, несмотря на то что её порой воспринимают весьма несерьёзно, даже не считая за рок-группу, достойна быть в списке новаторов нашей отечественной рок-музыки.