Грациозный павлин, распустив свой пышный лазурно-бирюзового цвета хвост, горделиво восседает на… груде человеческих костей и мяса, а с его клюва стекает то ли кровь, то ли мозг, то ли какая- то другая органическая субстанция. Да, сплав прекрасного и отвратительного по сей день в моде. Не чужд он и группе Opeth, ведь именно так выглядит обложка их 12-го студийного альбома Sorceress.

Новый альбом шведской группы вышел под эгидой крупного европейского лейбла Nuclear Blast – ранее Opeth с ним не сотрудничали, предпочитая с 2005 года Roadrunner Records. В одном из интервью Микаэль Окерфельдт раскрыл несколько секретов пластинки. Во многом, признался он, лирика альбома возникла под влиянием знаменитого мифа о любви повелителя царства мёртвых Аида к прекрасной Персефоне, дочери богини плодородия Деметры (берём с полки «Мифы древней Греции» и вспоминаем). Кроме того, наложили свой отпечаток и личные переживания лидера группы, которому во время работы над альбомом пришлось пройти через развод с женой. Собственно, счастливых и позитивных историй никто не обещал, не так ли?

Самая прогрессивная среди экстремальных и самая экстремальная среди прогрессивных – отчасти это можно было раньше сказать о детище Окерфельдта, ведь Opeth удавалось балансировать на грани между сложным по структуре и архитектуре звука прогрессивом и забойным дэт-металом. Однако сейчас от музыкального экстрима не осталось и следа; никакого гроула, например, нет и в помине. Признаюсь, я по нему даже скучаю.

Зато акустических номеров на альбоме Sorceress хоть отбавляй – от бесхитростных пасторалей до изысканных мелодий в восточном стиле. Конечно, металлисты ещё со времён Тони Айомми любят разбавлять забойные номера лёгкими гитарными переборами, да и сам Окерфельдт этого не чужд. Но в этот раз он превзошёл себя, и акустическое обрамление пластинки можно считать её главной фишкой. Начинаясь с того, что я обозвал бесхитростной пасторалью, альбом перетекает в заглавный трек – среднетемповый, жёсткий и непохожий на то, что ассоциируется у нас с Opeth. Главная фишка композиции Sorceress это глубокий проникновенный бас и не менее проникновенные низкие ноты перегруженных клавишных во вступлении. Постепенно напряжение нарастает, а с ним и музыкальные изыски. Следующий трек, который называется The WIlde Flowers, сыгран примерно в том же темпе, но он более сложен по структуре и в нём уже начинаются знакомые и любимые музыкальные кружева – сложные партии ведущих инструментов, выразительное соло… А далее – акустическая интерлюдия. Точнее, вполне самостоятельная композиция с приятной мелодией.

Зато после неё мы как будто слышим старый-добрый Opeth: взрывной металлический номер под названием Chrysalis сочетает скоростные гитарные запилы и великолепные клавиши, звучащие в духе старой школы (Deep Purple, Uriah Heep и иже с ними). Вслед за этим сгустком энергии мы слышим сперва Sorceress 2, а за ней — загадочную The Seventh Sojourn, ту самую «восточную» мелодию. И выясняется, что акустический номер может держать в напряжении не хуже, чем металлический боевик.

А затем наступает катарсис.

Композиция «Странное варево» (Strange Brew в оригинале) получилась самой сложной с точки зрения драматургии. Начинается она с зияющей пустоты, пришедшей на смену напряжению, создаваемому в жёсткой Chrysalis и инструментальной The Seventh Sojourn. Однако вскоре эта минималистичная вещь превращается в эмоциональный пик всего альбома. Боль и отчаяние слышатся в вокале Окерфельдта. Видимо, несладко приходится его лирическому герою.

Если Вы думаете, что самое время сбавить обороты и плавно перейти к финалу, то ошибаетесь. После очередного лирического отступления нам вновь напомнят о том, что когда-то Opeth играли гораздо более злую и тяжёлую музыку. Этим напоминанием является трек Era, после которого музыка постепенно затихает и переходит в своеобразную коду – вариацию темы, с которой альбом начинался.

Какие впечатления остались в итоге после 56 с половиной минут качественной музыки от Микаэля Окерфельдта и компании? Первое и главное: если вы без ума от Opeth времён альбома Blackwater Park и хотите, чтобы группа играла подобную музыку до конца дней своих, то вам новый релиз точно не понравится. Меняются времена, меняются взгляды, интересы и ориентиры как у слушателей, так и у музыкантов, и правильнее будет, на мой взгляд, не рыдать по «Opeth, которых мы потеряли», а радоваться знакомству с новыми гранями их творчества. Другое дело, что сам альбом напомнил мне американские горки – стоит только внутренне разогнаться под одну-две забойные вещи, как какая-нибудь акустическая композиция тут же швыряет тебя с небес на грешную землю. В результате – ощущение мозаичности, цельная картинка распадается на отдельные фрагменты. Правда, оценка всё равно останется высокой. И вполне заслуженно.