На самом деле, в своем рвении сохранить границы жанра Пилот иногда впадает в пародию, но границы остаются на замке. 13 — это идеальная пластинка для поклонника русского рока.

Пилот — 13 (2013)


Пилот 13



1. Сердце машины
2. Собаки
3. Молчать
4. Байкерская
5. Тайга
6. Эгегейская
7. Счастливый билет
8. Сумасшедшим жить легко
9. Пароль
10. Жить назло
11. Отстрелялся
12. Из лета письмо
13. Остаёмся

О Пилоте


Все питерские рок-музыканты в той или иной степени являются наследниками Бориса Гребенщикова. Говоря об Илье «Черте» Кнабенгофе принято считать его внуком БГ по линии Кинчева. Действительно, «Пилот» появился на отечественной рок-сцене в тот момент, когда Алиса стала главной православной группой страны. А старая демоническая красно-черная Алиса осталась где-то позади альбома Дурень 1997-го года. Именно в этом году появилась дебютная «Война» Пилота, на которой как будто вернулся молодой Кинчев, прихватив вместе с собой дворового Цоя. Затем к этой компании добавятся социально-заостренный Шевчук, бытовой Майк и собственно сам философско-эзотерический БГ. Всё это обрамлялось то типичным отечественным полуакустическим саундом, то тяжелым гитарным звучанием, почерпнутым в наследии американской альтернативы начала 1990-ых. В 2004-ом году это выльется в появление эталонного альбома русского рока «Рыба, Крот и Свинья» — хоть сейчас бери и отправляй в Парижскую палату мер и весов.

О философии


Но после Илья зачем-то ударился в философию, объясняя выдуманное им синкретическое учение, которое не дошло с первого раза до его поклонников на «Сказке…» (2001). Поэтому сначала был создан спорный ЧБ, а затем совсем неясная во всех отношениях дилогия 1+1=1 (2008) и Содружество (2009). На всех этих пластинках Пилот умудрялся записывать свои стопроцентные, очень русскороковые хиты: ЧБ, Нет вестей с небес, Сфинксы. Но в результате всё равно философия Кнабенгофа оказалась никому не нужна. Все от него ждали простых русских трехаккордных боевиков про двор, утреннее похмелье и депрессию. В общем, поиграть в Кинчева до конца и стать проповедником у Ильи Леоновича не получилась, а потому на пятом десятке пришлось возвращаться к темам и сюжетам, которые волнуют людей до двадцати лет.

И вот на этой ниве у Пилота равных нет. Разве только Дельфин и Mujuice могут здесь посоревноваться с питерским коллективом. Но те, кто ищет роковое звучание всё равно остановятся на Пилоте. В 2011 году Кнабенгоф вернулся к типичным для себя сюжетам, наложив на это свой же типичный саунд, правда уже обильнее украшая его фолковыми мотивами — так появилась пластинка Осень. Она оставляла очень четкое ощущение, что Илья разучился писать песни, за которые его любят, и он только пытается понять: как петь о вечной молодости, ощущая себя зрелым сложившимся человеком?

О новом альбоме


Вот отсюда и происходит альбом 13, который нумерологией пытается нагнать чертовщины, но у него не получается. На выходе мы получили лучший альбом Пилота со времен «Рыбы, Крота и Свиньи», который к тому же наголову превосходит предыдущую «Осень». Чтобы понять насколько внимательнее и деятельнее подошли музыканты к созданию своего 13-го альбома, можно сравнить просто обложки свежей пластинки и предыдущей.

При прослушивании 13 складывается ощущение, что Кнабенгоф окончательно осознал свое место в иерархии отечественной рок-музыки — он хранитель жанра от всяких модных веяний. А потому на пластинке мы можем услышать реверансы (к тому же обильно сдобренные самоцитированием) в сторону всех демиургов: Арии (Байкерская), БГ (Остаемся), Кино (Молчать)… И всюду Кинчев, Кинчев… Но самое интересное на пластинке — это каверы на себя (Сибирь), кавер на Облачный край (Союз композиторов) и на Высоцкого (Запой). Всё, хватит игр в иноземные веяния. Пока русский рок со всех сторон атакуют отечественные англоязычные коллективы — мы вам покажем косуху, родной двор, три аккорда.

На самом деле, в своем рвении сохранить границы жанра Пилот иногда впадает в пародию, но границы остаются на замке. 13 — это идеальная пластинка для поклонника русского рока. Складывается четкое ощущение, что группа запишет еще 13 таких же пластинок, а значит за эфиры «Нашего радио» можно не беспокоится. Кнабенгоф продолжает просто играть рок — простой русский рок.