Вечер летнего дня, небольшое кафе в городе Москва. Чашечка кофе пуста наполовину, рядом — уже вдоль и поперёк прочитанная газета, посвящённая культурным событиям этого месяца, а из динамиков льётся перепевка песни The Beatles Revolution, записанная в стиле lounge. Не правда ли, странно слышать композицию со столь говорящим названием в расслабляющем варианте, особенно когда скоро должен начаться показ фильма, тема которого связана с тяжёлыми направлениями рок-музыки?

Поход на концерт — удовольствие не из дешёвых, особенно в нынешние непростые времена. Что уж тогда говорить о поездке, например, на легендарный фестиваль Wacken Open Air… Впрочем, документальный фильм «Рок Апокалипсис» (оригинальное название: Wacken 3D) даёт возможность окунуться в атмосферу этого мероприятия. В каком-то смысле эта работа уникальна: целиком снятые рок-концерты, демонстрируемые в формате 3D, на сегодня уже не новость (в пример таковые групп U2 и Muse), а вот сделать 3D-фильм о фестивале, пожалуй, ещё никто не решался.

Возвращаясь к своему пребыванию в кафе, отмечу, что переход от умиротворённой атмосферы этого заведения к вулкану рок-страстей в кино удался на славу, причём технология 3D сыграла в этом основную роль. Начавшись с кадров, снятых в городке Вакен, что находится на севере Германии, и смонтированных с концертной пламенной речью о том, какую роль в жизни может играть рок, фильм заставляет дух Wacken Open Air ворваться к зрителям почти что в прямом смысле этого слова, демонстрируя на вступительных титрах работу сварщиков, от чьих рабочих приборов искры летят, опять же, в сторону зрителей. Эти ослепительные кадры словно вставлены в напоминание о том, что в ближайшие полтора часа вам предстоит пережить апокалипсис… то есть увидеть настоящий звездопад: Элис Купер, Deep Purple, Mötörhead, Anthrax, Lamb of God, Doro, Rammstein… Если хотя бы одно наименование из этого списка вам знакомо, то не сомневайтесь — скучно не будет.

Однако мастодонты от хэви-метла — это не единственное и даже не главное достоинство «Рок Апокалипсиса». Да, показываются отрывки из их выступлений, причём с самыми известными песнями. Но также выделено внимание менее известным коллективам, которые, как и фанаты хэви-метла, съехались на фестиваль со всего света: Канада, Уругвай, Румыния и даже Монголия — и это далеко не всё. География флагов, которыми размахивали зрители, ещё более разнообразная: Мексика, Эквадор, Италия, Норвегия (молодцы, приехали поддержать своих True Norwegian Black Metal-ребят!), Швеция, Китай, а из пост-советского пространства — Латвия. Жаль только, российского флага нигде не было видно. Странно, что ни разу не мелькнул флаг Великобритании (фанаты рока из одной из стран-лидеров по поставке качественного рока, вы где?), а флаг США появился только в качестве раскраски джинс местного заводилы по имени Миха.

Кстати, о заводилах. Вот уж кто главные герои «Рок Апокалипсиса», так это фанаты рок-музыки, собравшиеся на фестиваль в Вакене. Думаю, недаром именно им, а не какой бы то ни было группе, выступавшей на фестивале, посвящён самый пафосный эпизод в документальном фильме — движение насквозь промокших в дожде и с ног до головы покрытых грязью парней и девушек, показанное в замедленном темпе под классическую музыку. Что интересно, эпизод взят с выступления коллектива Lamb of God, название которого переводится как «Агнец Божий».

Но как Библия не ограничивается десятью заповедями, описывая различные, иногда жестокие сюжеты, так и «Рок Апокалипсис» демонстрирует не только красивую, почти глянцевую картинку с рок-фестиваля, но и то, что не каждый фотограф решится запечатлеть: некоторых неадекватных представителей публики, порой далеко не невинные развлечения фанатов рок-музыки, а также горы мусора, оставляемые посетителями фестиваля. В свете этого наибольшую симпатию во мне вызвала уроженка острова Тайвань — большая поклонница тяжёлого рока, но при этом, вопреки старым добрым стереотипам, девушка очень скромная, не участвовавшая ни в каких безобразиях. Думаю, что даже если её родители узнают, куда она на самом деле ездила «по работе», то им ничуть не будет стыдно за свою дочь.

В наше время каждый, попав в кадр, может стать звездой. Каждый из тех, кто приехал на Wacken Open Air оторваться под любимый хэви-метал, будь то просто мимо проходивший, или специально позировавший перед камерой (в том числе и уставившись на неё так, как будто съёмкой руководит Антон Корбайн), или волонтёр, рождённый быть шоуменом, как выше упомянутый Миха из Германии. Любая группа, чья популярность есть вопрос времени и везения: это и колоритные представители Румынии, и словно прилетевшие из другой планеты ребята из Монголии…

Поздний вечер летнего дня, общественный транспорт. Ощущения, будто возвращаешься с концерта (разве что нельзя было головой потрясти и выставить вперёд руку, скрутив её пальцы в «козу»), перед глазами — лицо Лемми, расплывшееся в нежной улыбке, а в ожидании (помимо, естественно, самой поездки на концерт) — ещё фильм-повествование о фестивале. Например, о Wave Gotik Treffen, который тоже проходит в Германии (а именно в городе Лейпциг) каждый год… Машину времени пока ещё не изобрели, так почему бы пока не довольствоваться почти стопроцентной телепортацией?

p.s.: Будучи не самым эрудированным меломаном в области хэви-метла, я обратила внимание на следующую ошибку переводчика: когда один из музыкантов говорил об участниках группы Saxon, в субтитрах они были представлены как «ребята из Саксонии».

Фильм «Рок Апокалипсис» в формате 3D в российском прокате с 9 июля 2015 года — ищите сеансы в ближайших кинотеатрах.