Некоторое время назад, когда резонанс от одноразового реюньона Led Zeppelin ещё не успел утихнуть, Роберт Плант порадовал прессу несколькими интервью, в которых жаловался на усталость и даже на то, что от громкой музыки у него кровь течёт из ушей.
«Пора на пенсию», — подумали одни.
«Любит поныть», — сделали вывод другие.
А между тем в этих заявлениях можно прочитать между строк один важный посыл: «Надоел мне, ребята, этот ваш хард-рок, отвалите от меня, наконец, и дайте заниматься своим делом!»
Именно этим, именно своим делом Плант и продолжает заниматься. Совершенно по-своему, раскрывая всё новые и новые грани собственного творчества. Тяжёлый рок куда-то улетучился, зато на первый план вышло то, что принято называть world music – экзотические напевы народов далёкого Востока и не менее далёкого Юга в сочетании с традиционным британским фолком. Любопытно, что увлечение Планта этнической музыкой пришло не извне – его корни таятся в музыке Led Zeppelin. Нужны восточные мотивы – вот вам навеянный марокканскими впечатлениями Kashmir. Хотите побольше фолка – слушайте Led Zeppelin III и ни в чём себе не отказывайте. Другое дело, что никто не мог предположить, что именно эта линия станет в творчестве экс-вокалиста Led Zeppelin основополагающей. Начиная с 2012 года, реализовывать свои идеи Планту помогает группа Sensational Space Shifters, объединившая талантливых и непохожих друг на друга музыкантов. С ними Роберт записал уже 2 альбома: Lullaby and… The Ceaseless Roar и совсем новый Carry Fire. О нём и поговорим.
О том, что наследие Led Zeppelin хоть и отложено куда-то в закрома, но не отвергнуто, напоминает уже название первого трека. The May Queen – это отсылка к тексту легендарной Stairway to Heaven, с которой у Роберта особые отношения. Правда, в музыкальном плане таких влияний и пересечений мы тут не замечаем. Можно говорить, скорее, о современной интерпретации фолка. Но в целом просматривается куда более интересная картина. Во многих композициях этнические мелодии и напевы прекрасно ложатся на музыкальную структуру, присущую, скорее, трип-хопу. И это неудивительно: вспомним, что один из Sensational Space Shifters – клавишник Джон Бэгготт, известный по работе с Massive Attack, основоположниками этого жанра.
Уже в следующем треке обращает на себя внимание тяжёлая поступь барабанов. Другие инструменты, особенно гитары, уведены на задний план, и это заметная особенность новой пластинки Планта. Но ведь и не было такой цели – показать, как круто и технично играют музыканты. Главное – создать настроение, атмосферу. Лишь в Carry Fire, заглавной композиции, солирующий инструмент звучит максимально громко и чётко, играя свою мелодию в арабском стиле, а перед глазами в это время проносятся караваны, оазисы и извилистые улочки арабских городов под палящим южным солнцем. Огонь по-прежнему горит, подсказывает нам название песни и всего альбома. Но он не таков, как, например, у Doors в нетленной Light My Fire, не всепожирающее пламя страсти, а то, что согреет в холодные ненастные дни.
Но вернёмся к нашим барабанам. Похожий ритм они задают и в композиции под названием Dance With You Tonight. Очень странное сочетание: музыка куда больше подходит для ритуального шествия, чем для танца. А таинственные реверсивные звуки, украшающие песню, лишь усиливают это ощущение. Впрочем, временами кажется, что весь альбом Carry Fire это некое мистическое действо, рассчитанное то ли на достижение нирваны, то ли на контакт с высшими силами… Принято говорить в рецензии о главных хитах альбома, но выискивать хиты в мистическом действе – задачка, сами понимаете, не из лёгких.
Пластинка получилась очень ровная, без откровенных провалов, и слушается как одно целое. Но, помимо зажигательной Carry Fire и мистической Dance With You Tonight, нужно отдельно сказать и о паре других вещей. Во-первых, это Bones of Saints, уже знакомая по отдельному синглу. Лёгкие гитарные переборы вступления предвещают нам лирическую балладу, но впечатление обманчиво. Вместо наших ожиданий мы получаем самую динамичную во всей пластинке композицию. Гитарист выписывает вполне рок-н-ролльные пассажи, слова туманны и тревожны. В таком же напряжённом духе выдержано и снятое по этой песне лирик-видео: оно похоже на комикс, скроенный из не связанных друг с другом сюжетов.
Вторая вещица, о которой я хотел сказать несколько слов, это кавер на старинную песню Bluebirds over the Mountain, спетый дуэтом с Крисси Хайнд, вокалисткой The Pretenders. Ещё со времён сотрудничества Роберта с Элисон Краусс мы знаем, что его голос отлично сочетается с женским вокалом. В этот раз получилось не хуже: Крисси не пытается превзойти маэстро и, напротив, держится слегка в тени, внося в песню новые и характерные штрихи и оттенки.
Альбом Carry Fire не для сумасшедших дискотек и стадионных гигов. Его нужно слушать дома, в тишине, за чашкой горячего чая или глинтвейна. Слушать вдумчиво, вникая во все нюансы. Возможно, главная прелесть этой пластинки именно в них – в тех ювелирных музыкальных вкраплениях, которые не всегда замечаешь во время первых двух-трёх прослушиваний.
Сам маэстро Роберт не отстаёт от своих удивительных музыкантов. Он не боится меняться – в этом мы ещё раз убедились. В его голосе больше нет прежнего надрыва, но он всё так же убедителен. В поисках своего особого стиля Плант готов сочетать старинные традиции народной музыки и приёмы из кладовых классического рока и быть при этом открытым для свежих, актуальных музыкальных веяний. Видимо, благодаря этому он, в отличие от многих своих коллег, до сих пор не забронзовел и не превратился в памятник самому себе.
Честь ему за это и хвала.