Творческий путь Скотта Уокера очень неоднозначен, самобытен и поэтому крайне интересен. Укоренившийся в умах людей 60-х как эстрадный певец и поп кумир вместе со своей группой Walker Brothers, а затем и в сольном творчестве, он с самого начала слишком сильно не вписывался в окружение, и со временем его специфичность проявлялась всё более явно.

После успешного старта сольной карьеры в 1967 году последовал внезапный провал его четвёртого альбома, который полностью содержал его авторский материал, резкий спад популярности, запрет лейбла выпускать собственный материал, пьянство, и , по словам самого Скотта, потерянные годы, в течение которых он не писал своих песен, а просто исполнял чужие. В середине 70-х произошло не нужное практически никому возрождение Walker Brothers и их окончательный распад, напоследок оставивший четыре мощные и новаторские песни Скотта, в которых можно уловить его дальнейшее направление, а потом длительное творческое забвение, когда почти за двадцать лет он выпустил всего один альбом. Но в 1995 году он возвращается с альбомом Tilt, который поначалу поставил всех в ступор своей необычностью, а затем вызвал шквал восторженных отзывов. Так началась самая экспериментальная часть его творчества, которая продолжается до сих пор, и для многих любителей авангардного искусства эта фаза является лучшим периодом творчества Уокера.

В 2006 году вышел документальный фильм под названием Человек 30 столетия, в котором удалось весьма подробно рассказать о Скотте Уокере, в то же время оставив достаточно пространства для размышлений о том, что пережил этот человек и что привело к тому, что он создает в наше время.

Картина начинается с рассказа о самом начале карьеры Скотта Энджела (это его настоящая фамилия), а затем переходит к оглушительному успеху Walker Brothers, постепенно раскрывая, что привело к распаду группы и стремлению Скотта создавать более интеллектуальные творения. В фильме приводится показательное событие, произошедшее в период массовой истерии по Walker Brothers: фанаты перевернули машину, где находилась группа, что его немало шокировало, и знакомые с ним люди говорят, что этот случай немало на него повлиял.

С самого начала Скотт выделялся среди поп-звезд того периода: не слишком много улыбался, предпочитал книги Камю или фильмы Бергмана вечеринкам и гулянкам, песни пел более эмоциональные и в какой-то степени более трагичные. Позже он продолжил свой путь, окончательно отрекшись от славы поп-идола и сопроводив свою пространную лирику соответствующим авангардно-музыкальным оформлением. И его творения (язык не поворачивается назвать это просто музыкой) – нечто большее, нечто другое.

Я посмотрел этот фильм, когда только начал интересоваться Уокером и был много наслышан о нём от любимых музыкантов: Дэвида Боуи, Брайана Ино, East India Youth и Radiohead. Немного представляя его современный «замороченный» период, мне было особенно интересно, как он будет показан и рассказан.

30 Century Man очень впечатляет своей целостностью и особым образным настроением. Задача перед создателями изначально стояла непростая: максимально подробно рассказать о Скотте и одновременно не разрушить таинственность его личности и творчества. С обеими задачами они справились прекрасно. Детали его жизни перемежаются с отрывками его знаковых композиций, которые дополняет абстрактный и запоминающийся видеоряд. Также нам показывают его больших поклонников: Radiohead, Дэвида Боуи, Брайана Ино, Стинга, Джонни Марра и Джарвиса Кокера, которые рассказывают свои истории, связанные со Скоттом, или же впечатления от его музыки. А ведь это музыканты, которые сами являются экспериментаторами и не прочь раздвинуть музыкальные границы. Что ещё интересно, Боуи является продюсером картины.

В фильме в первый раз была показана студийная работа Скотта, а также он впервые за много лет согласился дать подробное интервью, заполняющее некоторые существенные пробелы в его биографии, что, учитывая его образ отшельника, добавляет картине «жизни» и объёма. И, несмотря на всё это, об Уокере известно крайне мало: в фильме даже приводятся различные догадки, чем он занимается в то время, пока не пишет альбомы: работает ли дизайнером или проводит дни в баре, наблюдая за здешними людьми.

Фильм не даёт ответов на все вопросы, но в итоге это и не нужно. Нам приоткрыли дверь в необычный и уникальный мир, созданный этим невероятным человеком. Стоит ли следовать туда, решать вам.

P.S: Летом 2016 года в Москве состоялся показ 30 Century Man при участии создателей фильма Стивена Кижака («Роллинг Стоунз» в изгнании) и Гранта Джи (фильмы: Radiohead «Знакомиться с людьми просто», Joy Division), где к тому же можно было задать им вопросы. По каким-то причинам о показе не было никакой информации, помимо анонсов, и жаль, что такие значительные мероприятия зачастую не вызывают у публики интерес или же практически не освещаются.