Рецензия на фильм | Тёмная Башня (2017)


6/10 

Мир сдвинулся с места, дамы и господа. Стрелок Роланд Дискейн начал свой путь к Тёмной Башне.

Мы все долго ждали этого события — экранизации главного цикла книг Стивена Кинга, который в свое время произвел эффект разорвавшейся бомбы и до сих пор не отпускает многих поклонников фэнтези и вестернов. Сначала своим разгоном (старт у него был довольно тихий, только потом стало понятно, что роман «Стрелок» — это путь к чему-то колоссальному), а потом и финалом. Очевидно, что одна из самых знаменитых саг просто не могла обойтись без адаптации на более широкую аудиторию.

Путь к ней был долог и тяжёл, совсем как квест Роланда в поисках Тёмной Башни. Страшный шок постиг нас всех ещё при вести, что Стрелка будет играть чернокожий Идрис Эльба. Кто читал, тот знает — на расе Роланда строится немало важных сюжетных деталей и проблем, и вот нам его являют. Лютер вместо Клинта Иствуда. Полное исключение из истории старого ка-тета. Вообще, то, что вместо семи толстенных книг (Игра Престолов только в восемь сезонов уложит такой же объём) нам явился полуторачасовой фильм, который даже «не экранизация, а перезагрузка» вселенной. Было от чего нервничать. Нервничал и я.



Кино, однако, уже с точки зрения атмосферы вполне соотвует пыльному миру кинговского оригинала. С точки зрения декораций и пейзажей Срединный мир старательным ремесленником Николаем Арселем воссоздан очень удачно. Это действительно тот Срединный Мир, тот постапокалиптический вестерн, который мы представляем себе, читая книги, хотя и совсем не в таком цветовом фильтре. Вообще, серо-зелёное, предгрозовое цветовое решение превалирует, и это может быть определённой проблемой. Особенно в сравнении, опять же, с фильмами, прославившими Клинта Иствуда, а их никак нельзя списывать со счетов, говоря о Тёмной Башне. Посреди этого высится мрачнющая пирамида, в которой живёт Уолтер О’Дим, Человек-в-Чёрном

Но даже контекст, мир и атмосфера — только полдела. Ведь нас интересует история и герои — то, что и делает фильм живым. И с точки зрения сюжета картина оставляет странное впечатление. Она вроде бы достаточно прямолинейна — это путешествие Джейка (он тут, как ни странно, самый главный герой) и Роланда к обиталищу Уолтера с целью сокрушить его пирамиду и отстоять Башню. Ну а Уолтеру, в свою очередь, нужен Джейк, потому что его дар Сияния способен обрушить башню в одиночку. Всё вроде бы просто и понятно, но… Это же какой-то компот из отдельных эпизодов первых трёх романов — «Стрелка» (путь по пустыне Роланда с Джейком и ментальная дуэль с Человеком-в-Чёрном), «Извлечения троих» (прыжки между мирами) и «Бесплодных земель» (которые в фильме вообще только упоминаются и толком не показаны). Увы, но тут со всей очевидностью встаёт главная проблема экранизации цикла — он слишком велик, чтобы уместиться даже в трёхчасовой фильм. Не говоря уже о том, что разбросанные по мирам граффити «Славься, Алый Король!» — это то ружьё, которое пока так и не выстрелило. Слишком очевидно, что этот персонаж, самый главный злодей Кинговской мультивселенной, ещё ждёт своего часа для раскрытия. И это очень ослабляет фильм.



Но там, где сюжет сильно буксует (хоть и не проваливается), на сцену выходят актёры, и вот тут, стоит признать, они стараются изо всех сил. По крайней мере, если считать главных героев. Большая часть персонажей второго плана не раздражала, но и этого было достаточно, чтобы не разбить себе лицо фейспалмом. Джейк Чемберз в исполнении Тома Тейлора — максимально возможный и удобный персонаж, от лица которого мы видим историю — в нём видно и дар на грани помешательства, и страх, и даже отчаяние от знакомства с этим инфернальным миром. Да, Роланда играет темнокожий Идрис Эльба, но он смог выжать из того, что ему досталось, максимум возможного. Его стрелок хладнокровен, ловок (на грани супергеройства), очевидно мучается прошлым. Эльба старается и играет трудную партию стрелка настолько хорошо, насколько вообще может тот, «кто не Клинт Иствуд». Хотя ещё лучше и куда органичнее на эту роль подошёл бы Том Харди. Ведь Роланд в чём-то близок не только безымянным героям вестернов, но и постапокалиптическому страннику Максу Рокатански.

Главная актёрская удача фильма — антагонист. Уолтер О’Дим, он же Рэндалл Флэгг, он же Человек-в-Чёрном. Чёрный колдун, не особенно преданный слуга Алого Короля, злой трикстер в фильме феерически сыгран Мэтью МакКонахи. Можно, конечно, поискать мрачные параллели с эдаким Растом Коулом, вставшим на сторону зла, окунувшимся в Каркозу и выбравшимся в мир Стивена Кинга из закоулков творений Роберта Чемберса. Король сменил жёлтые надежды на алые, но это всё то же центральное, внемировое зло, эмиссаром которого служит вот этот вот новый назгул. От тихого голоса МакКонахи всё-таки идёт по спине холодок, а от уверенной походки становится ясно — мир сдвинулся с места очень и очень надолго. И надо много усилий, чтобы Башня не обрушилась.



Увы, все-таки еще стоит помнить, что фильм не тянет на полноценную экранизацию цикла. Это, скорее, заявка на долгую историю. Презентация проекта, от результатов сборов и оценок которой могут быть понятны дальнейшая судьба мультимира Кинга. Но попытка достойная, хоть и слишком поверхностная с точки зрения глубины истории.

Кто точно забыл лицо своего отца, так это переводчики. Переводить «забыл лицо своего отца» как «позорит своего отца» — это совершенно излишняя уступка убеждению, что «публика — дура».

Мир сдвинулся с места.



Комментарии