Впервые с коллективом Roman Rain меня познакомили года два назад на одной дружеской тусовке. Тогда в ходе разговора всплыла тема о «русском visual key’е», и одна из гостий открыла ютуб и показала нам эдакий отечественный феномен, группу Roman Rain, и их недавно вышедший клип на песню «Королева». Visual key’a в нем было и правда много, однако, несмотря на весь наш тогдашний скепсис, клип сумел чем-то зацепить. Позднее я неоднократно показывала его разным людям – все улыбались, но запоминали. Было в его атмосфере что-то самобытное, располагающее к себе, покоряющее темной эклектикой дарквейва и японской (кто бы что ни говорил) вижуалкейной готики.

Отдельного описания достоин фронтмен: тогда всех покоряла его андрогинная худоба, харАктерное лицо, мрачный декадентский глэм в атмосфере, ну и, конечно же, резкий, местами крикливый, запоминающийся голос.

В общем, несмотря на общую снисходительность к молоденькой «русской готике», в душе оставалось приятное чувство удовлетворения: а могут все-таки наши, могут!

Иногда я посматривала в интернете записи с концертов группы, иногда слушала какие-то песни. Исполнитель оставался верен своей мрачной стилистике, развивался в рамках своего направления и сохранял преданный круг фанатов.

Но что-то пошло не так. Перед тем, как начинать разбор его нового сингла и клипа «Барбара», ради которого и была затеяна эта статья, давайте поговорим о русском шоу-бизе в принципе.

Русский шоу-бизнес – это моя личная головная боль и повод рыдать по ночам в подушку. Почему? Да вы сами можете дать себе ответ на этот вопрос. Недавно на яндексе была опубликована карта музыкальных предпочтений россиян. Кого мы видим в первых рядах? Стас Михайлов, Елена Ваенга и некая (но, видимо, достаточно популярная) Нюша. На мой, человека с музыкальным образованием, взгляд, далеко не самые выдающиеся представители отечественной музыки. Но раз они в топе – значит, их слушают. Неужели это – порок отечественного вкуса? Да, определенная доля правды здесь есть. Но давайте вспомним некий рекламный слоган: «Ты – то, что ты ешь». А есть ты будешь либо то, что сам взрастил (но мы ведь не в аграрном обществе живем), либо то, чем тебя накормили. Чем кормят – то и жрем, и пардоньте за грубиянство. Шостаковичи в наших деревнях не каждый год рождаются.

Итак, «еда» сформировала общественный вкус. Вкус = спрос. Спрос = предложение. Почему поп-исполнители рождаются со скоростью деления ядра в реакторе? Потому что они востребованы. Нам дают их на блюде – и мы их едим. Вот так и замыкается порочный круг.

Какое это, казалось бы, имеет отношение к вышедшему 19 августа, синглу (и клипу) Roman Rain? Прямое, дорогие мои. Говорить буду кратко.

Индустриальный дарквейв, тем более отечественного производства – жанр в нашей стране не особенно востребованный. И узкий, пусть и постоянный, круг фанатов не позволит исполнителю выйти на новый «музыкальный уровень». Единственный способ пробиться – стать популярным. Как? Расширить свою аудиторию. Как? Сделать музыку более понятной для массового слушателя. Как? (а теперь собираем в кучку все то словомыслие, что было излито выше)… Взять ориентир на коммерческое звучание. Применительно к реалиям нашей страны – опопсеть.

Се ля ви

Да, Roman Rain опопсел. Честно говоря, чего-то подобного я и ожидала после увиденного в сообществе анонса – «кардинальная перезагрузка в творчестве артиста… романтический мейнстрим, ориентированный на максимально широкую аудиторию…». И на фоне всего этого – прошлый мрачный маэстро в модненькой белой футболочке. Романтичнский мейнстрим – это Сережа Лазарев, господа! И не надо романтизировать и пытаться замаскировать кружавчиком переход в «другую команду». Поп, популярная музыка – это не всегда клеймо. А выражение «романтический мейнстрим» попахивает неудачной попыткой прикрыть настоящее (и заискиванием перед прежними фанатами, которых терять тоже не очень хочется). Правда в том, что «максимально широкая аудитория» — это массы. А что едят массы… то отражается в кардиограммах Яндекса.

А я все летала

Несмотря ни на что, с эстетической точки зрения новый клип Roman Rain не уступает первой профессиональной работе – он тоже очень красив и самобытен. Но визуальная составляющая теряется на музыкальном фоне: вот уж чего мы не ожидали, так это даже не романтической бессмыслицы в тексте. У меня, например, по прошествии часа после прослушивания песня «Барбара» стала подозрительно смешиваться в голове со старыми перлами отечественной поп-сцены типа «А я все летала… лалала». Наверное, по аналогии с «лалала» Барбары.

Как я уже сказала, клип, безусловно, красив. Но во всей его красоте ломаной чертой прорезает художественную реальность вокалист и фронтмен: это не его образ. Как бы ни старались стилисты, Roman Rain не укладывается в рамки хипстерского пиджачка и модных брючек, хоть ты тресни. Вокалист – с его лицом, фигурой, мимикой, манерой исполнения — выглядит
неорганичным, занесенным извне элементом, ломая самим своим присутствием светлую, голубовато-кремовую, тщательно выстроенную эстетику. Это не его картина и не его образ. И это не его песня. Не знаю, как там с авторством, но прежнего духа Roman Rain в ней уже нет.

Дарквейвовый пафос сменился веселеньким мотивом, индустиальная синтетика – классическим танцевальным поп-проигрышом. И все – в надежде покорить массы и заставить музыку продаваться. Никто не вправе винить за это исполнителя.

PS: Но все же… «Барбара» — это вам не «Королева».