Уже совсем скоро в столицу с концертом (который обещает быть грандиозным) нагрянет легендарный гитарист-виртуоз Стив Вай, и в преддверии этого события нам довелось поболтать с ним. Мистер Вай рассказал об опыте сотрудничества с Таунсендом, о мыслях и ощущениях во время выступлений и о том, что ему нравится в России.

Здравствуйте, мистер Вай

— Добрый день

У нас не так много времени, поэтому я начну с места в карьер: скажите, каково это – быть законодателем мод в мире гитары?

— (смеется) Знаешь, мне не очень просто комментировать это, потому что было бы очень эгоцентрично согласиться с тобой (смеется опять). Не сказать, что я считаю себя законодателем мод. Я просто человек, который очень любит гитару и любит создавать странные и красивые мелодии, а также способы их сыграть. И мне очень повезло, что нашлась публика, которой это интересно, но я действительно не считаю себя законодателем мод. Я чувствую благодарность, огромную благодарность за то, что я нашел для себя гитару, полюбил ее, и что у меня есть публика, которой нравится то, что я делаю.

Вы можете вспомнить свой лучший опыт совместной работы с кем-то?

— О, это еще одна область, в которой мне очень повезло, потому что я сотрудничал с множеством людей. Когда я записывал Sex & Religion, я сам написал всю музыку и объяснил людям, что им играть. Но было несколько песен, где я создавал только гитарную партию, а затем отдавал трек в следующие руки, чтобы следующие люди сами писали свои партии. А над парочкой песен я работал с Девином Таунсендом. И я действительно наслаждался этим замечательным процессом совместной работы. А сейчас я не так часто играю с кем-то. Думаю, можно было бы и почаще.

Так почему нет?

— Ну, иногда в моей голове есть абсолютно ясная картина того, что я хочу создать. Я слышу песню в голове, и я знаю, как перенести ее из головы в реальность. И на самом деле, для этого вовсе не нужны другие люди. Мне нужно лишь чтобы они могли сыграть то, что я хочу, чтобы они сыграли, я фокусируюсь главным образом на этом. Да и такое сотрудничество – это же не просто усесться рядом с кем-то и сказать «Хэй, у меня есть гитара, а что у тебя?». Мне нравится работать с кем-то, но это затрагивает мое видение. А моя соло-музыка обычно целиком и полностью ограничена моим видением.

К слову об игре с кем-то, как Вы можете оценить игру с оркестром?

— В этом есть свои сложности. Для рок-музыканта дирижер как инопланетянин, потому что он дирижирует исходя из своего чувства времени, отличного от чувства времени большинства музыкантов. Так что сперва приходится привыкать. В противном случае я просто буду думать о различных вещах, играя с оркестром, и в большинстве своем эти вещи будут незначительны, просто какие-то фоновые мысли. Чуть ли не о кровати – иногда попадаются отличные кровати, а иногда жесткие, в которых невозможно выспаться.

Но все-таки, играя с оркестром, главным образом я просто пропускаю сквозь себя впечатления и максимально нахожусь в настоящем, в единственном текущем моменте. Я осознаю то, что делаю, и я пытаюсь не думать. Я просто стараюсь позволить моменту захватить меня своей энергией, своей силой, а лучший способ сделать это – просто позволить всему происходить и вносить свой вклад. И, как я сказал, с оркестром есть сложности. Иногда у меня закладывает уши от того, что они фальшивят, к тому же, оркестр – это большое количество людей, а значит, больше возможностей ошибиться, сыграть неверную ноту, и такое случается, и приходится быть начеку. Но чаще всего все это просто заднеплановые происшествия, а я фокусируюсь главным образом на общем впечатлении. Можешь представить, каково это – осознавать абсолютно все, что происходит в данную секунду? Осознавать, какой звук исходит от оркестра, какой – от гитары, ощущать энергию, которая пронизывает пальцы, ощущать то, что чувствует публика, чувствовать запах воздуха и размер помещения, ощущать пространство и осознавать энергию своего тела… Если ты думаешь, ты не можешь ощущать все эти вещи, потому что большинство из них есть часть твоего умения чувствовать. Когда ты пропускаешь все через себя, ты не можешь думать. И для меня возможность ощущать, не думая, является одной из самых лучших особенностей живого выступления.

Каким вы видите будущее рок-музыки? Сегодня она все больше уходит в инди и отдаляется от классики.

— Ну, я не музыкальный историк, но мне всегда интересно наблюдать за эволюцией музыки, и сейчас, кажется, она развивается слишком динамично в различных направлениях. С одной стороны, всегда есть люди, исследующие свою свободу все шире, сносящие стены привычного звучания, уходящие глубже в свой творческий потенциал. В итоге слушатель ощущает на себе все богатство и вкус этих движений, всю пикантность – это касается в основном популярной музыки. И одновременно другая музыка становится все более и более злой, эгоистичной и агрессивной. Я имею в виду то, что большинство прогрессивной музыки построено просто-напросто на том, насколько люди ненавидят себя и мир вокруг. И знаешь, люди становятся все более и более абстрактными в своем несчастье. Тебе необходимо только выбрать, какое качество жизни желанно для тебя. И если твой выбор – слушать музыку, которая по-настоящему вгоняет в депрессию, то такая музыка увековечится в твоем качестве жизни, и многим людям это нравится. Они действительно чувствуют себя живыми, будучи в депрессии и испытывая страдания. Это своего рода безумие и сумасшествие, но в этом лишь поиски удовлетворения своего эго: не можешь удовлетвориться будучи лучшим — будь счастлив, будучи худшим. А с другой стороны, люди, которые погружаются так глубоко, делают это очень креативно, очень вдохновенно. И если говорить о будущем, я могу только предположить, что такая музыка будет продолжать себя увековечивать. Однако что обычно происходит с чем бы то ни было в мире, основанном на страдании? В конце концов, оно разрушается. Все, что построено на депрессии и чувстве злоупотребления свободой рано или поздно становится слишком тяжелым и загибается под своим собственным весом. Примером может послужить советский коммунизм. Мне кажется, что по своей сути, в ядре, коммунизм – это хорошая идея, действительно великая идея, но проблему создали люди, воплощающие ее. Они хотели познать себя, но всем известно, во что это вылилось, и насколько экстремально депрессивно все получилось. Никто не ожидал, что коммунизм рухнет, потому что он был таким жестким и так интенсивно строился, что казалось, ничего не может случиться. Но всего за год он рухнул, так что я считаю, – но я могу быть абсолютно неправым, — что очень напряженная музыка, которая экстремально депрессивна и негативна, однажды сломается под собственной тяжестью. И было бы интересно это пронаблюдать. Это же касается и поп-музыки. Она стала настолько безвкусной и приторной, настолько эгоистичной, что изменения неизбежно требуются. Так что я думаю, они произойдут, но к чему это приведет – я не знаю.

И наконец, в преддверии Вашего московского концерта в апреле, что Вы думаете о России? Может, вы знаете каких-то русских музыкантов?

— Нет, музыкантов я не знаю, зато я немного знаком с российской аудиторией. Я так часто бывал в России потому что я очень ее люблю. В России очень богатая и интересная культура, особенно, в глубинке, куда большинство артистов не заглядывают. А я был много где, проводил мастер-классы, и больше всего мне понравилось просто бродить и видеть культуру, ощущать людей и их образ жизни. Крупные города, такие как Москва и Питер, что очевидно, более перегружены, там гораздо больше суматохи, и прочувствовать людей сложнее. Но есть кое-что присущее любому месту в мире из тех, где я бывал – всюду существует что-то вроде братства гитары. Большинство людей любят гитару. Кому-то нравится мягкое звучание, кому-то – громкое и перегруженное (смеется). А некоторые люди и вовсе ходят просто посмотреть на гитариста, и мне кажется, это здорово, потому что гитара – очень драгоценный инструмент, уважаемый огромным количеством людей по всему миру. Я горд, что я умею играть на гитаре. Россия очень тепло меня приветствует, и я бываю там так часто именно поэтому. Поэтому же я приеду и в этом году, но этот концерт будет несколько отличаться, потому что в прошлый раз я приезжал с оркестром – и это был отличный мощный опыт. А до этого я приезжал с G3, и это тоже было прекрасно, но в тот раз сет был совсем небольшим – около 45 минут. Я не был в России со своей рок-группой и полноценным шоу годами, и несомненно, именно такой визит – лучшее, что я могу сделать. И я уверен, что те, кто в этом заинтересован, получат настоящее удовольствие.

Это здорово, и все мы здесь в России ждем Вашего визита с нетерпением! Огромное спасибо за нашу беседу, мистер Вай, для меня было честью поговорить с Вами.

— Спасибо тебе, увидимся на шоу