New Rose

1976

Когда говорят о британском панке, то чаще всего вспоминают такие группы, как Sex Pistols или The Clash, а The Damned остаются в тени. Однако последней команде принадлежат целых три пальмы первенства в своём исходном жанре: первый сингл, первый альбом и первые гастроли в США. Так что отсчёт истории британского панка начался даже не с грянувшей Anarchy in the U.K., а за месяц до этого, с расцветания New Rose.

Idiot Box

1977

В предыдущем видео The Damned предстали в классическом составе: основные вокальные партии исполняет Дэйв Вэниан, за барабанной установкой сидит Рэт Скэбис, на басу играет Кэптен Сенсибл, на основной гитаре — Брайан Джеймс. Последний же, кстати, был негласным лидером группы: он является автором почти всех песен, попавших на её дебютную пластинку Damned Damned Damned (1977).

Удержал свою роль Брайан и на следующем альбоме Music For Pleasure (1977), перед записью которого он пригласил в коллектив второго гитариста (это предложение выпало Лу Эдмонду) — странное решение для панк-группы, не правда ли? Но это ещё что — группа в качестве продюсера своей тогда ещё грядущей пластинки хотела заполучить самого Сида Барретта, однако по причине нелюдимости последнего она переключила своё внимание на его бывшего коллегу по Pink Floyd Ника Мейсона. Что получилось из всей этой авантюры, можете судить по песне с названием Idiot Box, которое переводится на русский язык как «зомбоящик».

Plan 9 Channel 7

1979

Многим панк-коллективам свойственно наличие в репертуаре песен на социальные и политические темы, однако у The Damned они были отнюдь не основными. Куда более ярко в творчестве этой команды проявляется мрачная, готическая тематика — не в последнюю очередь благодаря Дэйву Вэниану. С детства очарованный классическими фильмами ужасов и в юности работавший могильщиком, он всегда оставался верен своему имиджу этакого потомственного вампира. Что касается непосредственно песен, то эстетика фильмов ужасов впервые дала о себе знать на альбоме Machine Gun Etiquette (1979), обеспечившем группе, можно сказать, триумфальное возвращение после полного провала Music For Pleasure. Среди попавших туда песен оказалась и Plan 9 Channel 7, в которой есть целых две культорологические ссылки: в тексте идёт речь о предполагаемом романе Майлы Нурми (более известной благодаря образу персонажа по имени Вампира) и Джеймса Дина, а первая часть названия композиции происходит от низкобюджетного фильма ужасов Эдварда Вуда-младшего План 9 из открытого космоса (1959), в котором снялась и Майла в своём прославленном амплуа.

Curtain Call

1980

Чувствуете, как с каждым пунктом нашего путешествия песни становятся всё длиннее и длиннее? New Rose шла не дольше трёх минут, а длительность Plan 9 Channel 7 перевалила за пять — и это для The Damned был ещё не рекорд. Самой же длинной композицией в творчестве коллектива стала 17-минутная Curtain Call, которая заняла первую сторону второй части двойного альбома The Black Album (1980).

Lovely Money

1982

До сих пор у нас шла речь только о песнях, попавших на альбомы The Damned, но было бы несправедливо обойти стороной синглы, не привязанные ни к одной пластинке (или, как их называют на английском языке, non-album singles). Например, вышедшую в 1982 году песню Lovely Money, записанную при участии Вивиана Стэншелла (который наиболее известен как бывший вокалист группы Bonzo Dog Doo-Dah Band) и своим звучанием напоминающую о синти-попе. Впрочем, для тех, кто неплохо знает английский язык, разрыв шаблона при её прослушивании будет двойной: в этой, казалось бы, легковесной композиции присутствует явный намёк на войну на Фолклендских островах. Прямо как у The Smiths: по нежному вокалу Моррисси подумаешь, что он исполняет романтические баллады, а на самом деле там жёсткая критика в чью-нибудь сторону.

Life Goes On

1982

У многих групп и исполнителей можно найти влияние The Damned. Если говорить о внешней стороне, то, например, причёска Тило Вольффа из Lacrimosa повторяет таковую Вэниана с точностью до горизонтального отражения. Что касается музыки, то западноамериканская хардкор-панк-сцена безмерно благодарна группе за то, что та приехала в США на гастроли в конце 70-ых годов и своим творчеством вдохновила ребят на создание нового жанра. Из менее масштабных случаев стоит отметить двойной плагиат, нить которого тянется к The Damned: в то время как рифф хита Nirvana Come As You Are (1991) является, по сути, замедленным вариантом вступления к песне Eighties (1984) коллектива Killing Joke (дело даже чуть до суда не дошло), последний сам не без греха, поскольку проигрыш его песни уж очень похож на тот, что звучит в композиции The Damned Life Goes On из альбома Strawberries (1982). Кстати, тот редкий случай, когда за микрофоном был не Дэйв Вэниан — его место занял его соратник по группе Кэптен Сенсибл.

Grimly Fiendish

1985

К слову сказать, Кэптен ещё в 1978 году начал заниматься своей сольной карьерой, а первый успех к нему как к сольному артисту пришёл благодаря песне Happy Talk (на самом деле перепевке одноимённого произведения из мюзикла Юг Тихого океана (1949)), которая, выйдя синглом в 1982 году, возглавила британский сингловый хит-парад. Сказалось это событие на истории The Damned неоднозначно. С одной стороны, оно обеспечило группе, успевшей до этого сменить целых три звукозаписывающие компании, контракт с MCA Records, что здорово могло помочь с раскруткой нового материала (и какое-то время помогало). С другой стороны, Сенсиблу приходилось работать на два фронта, и в 1984 году он окончательно решает сосредоточиться на своём сольном творчестве. Учитывая то, что значительная доля текстов The Damned, написанных с 1979 года, была именно за Кэптеном, уход музыканта отразился на последующих работах коллектива. Теперь в них рука об руку шли готичность и попсовость, и некоторое время этот рецепт работал: следующая пластинка Phantasmagoria (1985) достигла 11-ого места в британском альбомном хит-параде, а её заглавный сингл Grimly Fiendish добрался до 21-ого места в сингловом чарте этой же страны — лучше результат у группы был только во времена Machine Gun Etiquette с песней Love Song.

Eloise

1986

Но самый большой коммерческий успех у The Damned был ещё впереди — его обеспечил сингл Eloise(1986), занявший третью позицию в британском хит-параде. Правда, получилось немного похоже на историю с Simple Minds: как Don’t You (Forget About Me) (1985) принадлежала не их авторству, так и Eloise сочинили вовсе не The Damned — если быть точнее, её написал Пол Райан, а исполнил впервые его брат Барри в 1968 году.

Alone Again Or

1986

Есть группы, которым удаётся не то что дважды, а очень много раз входить в одну и ту же реку, но The Damned не из их числа. Компания MCA, вдохновлённая успехом коллектива с песней Eloise, надеялась на то, что он продолжит в том же духе — запишет условную Phantasmagoria, part 2 и сорвёт большой куш. Увы, не подфартило: получившийся альбом Anything (1986) не повторил успеха своего предшественника (к которому он, стоит отметить, был достаточно близок по духу), а перепевка песни группы Love Alone Again Or не стала второй Eloise. Что, впрочем, не мешает The Damned исполнять её на своих концертах по сей день.

Fun Factory

1991

За свою почти 40-летнюю историю The Damned пересекались со многими музыкантами — как с теми, которые уже были культовыми, так и с теми, которым это только предстояло. В начале своей карьеры коллектив играл на разогреве у T. Rex (как потом окажется, в их самом последнем туре). В период, когда Music For Pleasure уже был позади, а до Machine Gun Etiquette было ещё далеко, вместе с The Damned играл на басу лидер Motörhead Лемми. В песне Machine Gun Etiquette (1979) можно услышать бэк-вокал от Джо Страммера и Мика Джонса из The Clash, благо ребята записывали свой легендарный London Calling (1979) по соседству с The Damned. А в 1983 году должна была выйти синглом композиция Fun Factory, в работе над которой принял участие руководитель King Crimson Роберт Фрипп. Правда, представить её вовремя не получилось из-за банкротства компании Bronze Records, с которой у The Damned тогда был контракт, так что увидела Fun Factory свет только в 1991 году — что интересно, когда коллектив был практически в роспуске.

Prokofiev

1991

В том же 1991 году вышел ещё один сингл — композиция Prokofiev, посвящённая российскому композитору Сергею Прокофьеву. Её мелодия уходит своими корнями в песню The Stooges Gimme Danger (1973), но ещё более примечательно то, что Prokofiev — детище The Damned классического состава. Кстати говоря, сингл продавался только на концертах 1991 года, которые группа давала по поводу своего очередного воссоединения, а более широкий доступ композиция получила, когда попала в слегка переделанном варианте в альбом Not Of This Earth (1995).

Song .com

2001

Вообще 90-ые годы выдались для группы довольно странными. Началось всё с того, что Дэйв Вэниан направил свою творческую энергию на собственную группу The Phantom Chords, и даже после тура The Damned 1991 года у него не сразу появилось желание присоединиться к уже вовсю работавшим над новым материалом Рэту Скэбису, Брайану Джеймсу и ещё нескольким ребятам. Когда же Дэйв, что называется, созрел, на дворе был уже 1993 год — впрочем, The Damned тогда нашли поддержку в лице компании Toshiba, которая была впечатлена тем, как здорово группу приняли в Японии. Но стоило долгожданному альбому Not Of This Earth выйти в свет, так Дэйв и Рэт поссорились из-за авторских прав, в результате чего второй больше никогда не появлялся в составе The Damned. Даже на официальном сайте группы пластинка значится как «не предполагавшаяся для выхода в таком виде»… А тем временем заслуги The Damned стали признавать многие коллективы: например, Guns N’ Roses перепели New Rose для своего альбома каверов The Spaghetti Incident? (1993), а The Offspring записали собственную интерпретацию Smash It Up для звуковой дорожки к фильму Бэтмен навсегда (1995). Кстати, звукозаписывающая компания Nitro Records, созданная солистом первого из них Декстером Холландом, осуществила выпуск следующей пластинки The Damned (в составе которых снова был Кэптен Сенсибл) Grave Disorder (2001). Тем было поднято на новом альбоме предостаточно — даже политике нашлось место, причём сразу в двух песнях. Впрочем, политики сейчас и так хватает, так что предлагаем вам послушать весёлую песенку про Интернет Song.com.

Neat Neat Neat (Live)

2008

…Между тем было бы странно заканчивать пост о группе, которая, помимо всего прочего, не боится давать своим работам названия вроде Friday 13th, на 12-ой песне. Поэтому продлим наше путешествие на один пункт, и пусть им будет выступление The Damned со старой доброй песней Neat Neat Neat из их первого альбома, которое они дали на шоу Крейга Фергюсона во время Хэллоуина в поддержку их на тот момент новой пластинки So, Who’s Paranoid? (2008). Смотрим, наслаждаемся и репетируем встречу легенд панка и готики — на тот случай, если они вдруг-таки приедут к нам с гастролями в Россию.