О Есенине
Для публики, интересующейся актуальной российской музыкальной сценой, Михаил Родионов и его группа The Retuses известны, главным образом, как создатели потрясающих песен на стихи Есенина (The Evening Glow (2010)). В прочтении The Retuses в них почти не было кабацкого угара и суицидальных неврозов, но наличествовало то, что иные интерпретаторы «последнего певца деревни» часто упускали – юношеский романтизм и сентиментальность, возникающие вновь и вновь с появлением нового чувства.
О The Retuses
Сам факт, что молодым музыкантам удалось по-новому прочитать классика, говорит о наличии таланта. Однако, чтобы доказать это окончательно нужен был полностью свой убедительный материал. Первые два альбома The Retuses «Echo» (2009) и «Waltz Baltika!» (2011) обозначили появление нового коллектива, играющего фолк-музыку в западном её понимании, грамотно обрамленную в рамку lo-fi. Но эти пластинки вполне объективно производили впечатление первых опытов, пусть и удачных. The Retuses должны были записать материал, который их окончательно поднимет в высшую лигу, или так и оставит коллективом на любителя.
О новом альбоме — Astra (2013)

1. Dorado
2. Pyxis
3. Cassiopeia
4. Virgo
5. Crux
6. Lyra
7. Gemini
8. Taurus
9. Triangulum
10. Hydra
11. Sagitta
12. Ara (Astra)
13. Aquarius
14. Monoceros
Выпустив в конце ноября, накануне зимы, тёплую, светлую и яркую пластинку «Astra» они достигли стоявшей перед ними цели. Теперь мы имеем группу, которую однозначно можно вносить в список «Всё, что нужно знать о современной русской рок-музыке».
Родионов много и обильно читал не только Есенина, но и других классиков русской поэзии Серебряного века, от которых научился умению говорить о любви и отношениях на гране аскезы и аморальности. При первом приближении ни того, ни другого в песнях не заметно, но после прослушивания возникает четкое ощущение, что тебе рассказали о чувствах и с темной и со светлой стороны.
В музыкальном плане The Retuses заметно преобразились. Прежняя меланхолия прячется где-то на задворках альбома, ее надо услышать. Музыка стала ритмичней – она теперь по-настоящему бодрит. Но такой эффект возникает благодаря всё тем же гитарам, баяну и духовым, которые теперь наложены на куда как более заметную ритм-секцию. Ассоциации от такого саунда у меломанов могут возникать самые разные. Из отечественных исполнителей вспоминается, прежде всего, Дельфин времен «Тканей» и почти одноименной «Звезды».
Но материал альбома отнюдь не однороден, но грамотно выстроен с точки зрения внутренней драматургии, держащей в напряжении слушателя до самого конца. Здесь есть и вполне классические тоскливые переборы гитары и взрывные, почти танцевальные вещи. Спокойно начинающаяся «Astra» к середине набирает обороты и взрывается шикарнейшими «Gemini» и «Triangulum». Не менее ярко звучит «Sagitta», в которой при желании можно услышать и «Кино» и Алису. Но это, прежде всего, ключ к альбому. The Retuses прощаются с юностью – музыкальной и физической, делая отчет о потерях и приобретениях. Заглавная песня, расположенная ближе к концу пластинки, — это уже взгляд в мерцающее холодное будущее.
Зачем слушать
«Astra» — знаковая и важная пластинка. Что-то вроде лучшего русскоязычного альбома года. Само название альбома выбрано очень точно. В нём есть и леденящая вечность Вселенной, и сжигающий жар плазмы, и вполне земная красота цветов.
Когда-то король всех готов Элдрич (The Sisters of Mercy) говорил, что настоящая рок-музыка лежит на стыке непорочности и разврата, греха и святости, человеческого и античеловеческого. Тот, кто способен это сочетание выдержать, не ударившись в крайности, и является настоящим рок-музыкантом. The Retuses в 2013-ом это сделать удалось.