Неаполь – город противоречий, которому приписана не самая радужная репутация. Даже в гостинице нам сразу сказали снять все украшения и стараться возвращаться в номер пораньше, чтобы не оказаться жертвой воров. Первый день я даже боялась доставать свой фотоаппарат, однако невероятная атмосфера города и огромное количество исторических памятников уговорили меня не бояться и повесить камеру на шею.

Итак, мы провели в Неаполе всего три полных дня, однако этот город оставил, наверно, одно из самых ярких впечатлений за весь отпуск. Всё дело в том, что Неаполь можно назвать городом подземелий. Вы когда-нибудь бывали в катакомбах, существующих со II века нашей эры? Если да, то вы меня поймёте, если нет, то я настоятельно советую как-нибудь побывать в Неаполе и посетить их.

Катакомбы Святого Януария

Via Capodimonte, 13

Билет: 9 Евро (комплексный билет на посещение катакомб Сан-Дженнаро и Сан-Гаудиозо).
Экскурсии проводятся каждый час на итальянском и английском языках. Две группы уходят одновременно.

Эти катакомбы расположены внутри холма Каподимонте на двух уровнях. Началось всё со II века н.э. как захоронение одной знатной семьи, однако постепенно превратилось в огромное подземное кладбище, на котором хоронили вплоть до IX в. Тела укладывались в ниши — локулы, которые были выдолблены в туфе в стенах и полу. Знатные особы хоронились в более просторных и нарядных аркосолиях, росписи которых местами сохранились даже до наших дней. Чтобы такие исторические фрагменты не портились, местная молодёжная организация придумала даже специальное освещение. Часть фресок, например, освещается при использовании специальной программы на смартфоне, которую используют экскурсоводы (а я-то думала, почему наш гид так часто смотрит в свой телефон).

Масштабы на самом деле поражают. Эти катакомбы имеют площадь примерно 5600 кв.м. Потолки, высотой до 6 метров. И всё это выдолблено в холме людьми, которые существовали почти 2000 лет назад. Поразительно.

Заметка: возьмите карту у кассы, там отмечены все катакомбы и другие интересные места.

Катакомбы Сан-Гаудиозо

Piazza Sanita, 14

Билет: всё тот же комплексный билет, за 9 Евро.

Эти катакомбы, появившиеся в IV-V вв н.э., находятся прямо под базиликой Санта Мария Делла Санита. Названы они в честь Гаудиоза Неаполитанского, вокруг захоронения которого, если я правильно поняла, организовалось подземное кладбище. Функционировало оно вплоть до XVII века, именно в это время катакомбы были расширены доминиканцами. И об этом поподробней.

Здесь всё те же локулы и аркосолии, что и в предыдущих катакомбах. Так же, сохранились фрески, датированные V-VI вв н.э. Однако главные новообразования появились ближе к концу XVII века, когда здесь орудовали доминиканцы. Они организовали амбулаторию и кантареллы, которые сейчас являются отличительной чертой Сан-Гаудиозо.

Можно сказать, что эти катакомбы состоят из двух уровней. На нижнем были особые захоронения, созданные доминиканцами — кантареллы, для знатных особ. Они были сидячими. И вот сейчас будет не очень приятно, но это часть истории и менталитета людей того времени. Так вот, через потолочные люки вниз спускали тела и усаживали их в специальные ниши. Затем их обезглавливали. Для головы существовала специальная выемка в этой же нише. Под телами размещали специальные кувшины для выделяющейся из них жидкости. Здесь, в этом месте, высушивали тела, а потом отправляли их либо в гробницы, либо в оссуарий. Таких кантарелл было всего 20 штук. Стоит отметить, что необходимо было кувшины с жидкостью временами опустошать, чем и занимались специально нанятые люди, которые ещё и ускоряли процесс осушения тел – протыкали их иглами. Ну а всё выливали в море. Представляете картину?

Этажом выше находится галерея с фресками — амбулатория. С одной стороны можно увидеть изображения мужчин, а с противоположной – женщин. Здесь захоронение иного типа – тела замуровывали в стены, оставляя на виду только череп. Затем, под черепом рисовали скелет и некие атрибуты или одежду, относящиеся к профессии того человека, который здесь захоронен. Местами до сих пор видны имена и даты.

Исключением из правил изображенных является фреска с парой влюблённых скелетов, которые держатся за руки. Если кратко, то есть такой миф, что девушка оказалась в катакомбах, увидела усопшего (т.е. фреску и часть черепа), как вдруг его череп повернулся к ней. В нём (в черепе, да-да!) она узнала своего возлюбленного, которого так и не дождалась с войны и… умерла. Вот её и похоронили в соседней нише.

Саму амбулаторию охраняет страж, собранный из костей различных людей. Всё можете наблюдать на фотографиях ниже.

Кладбище Фонтанелле

Via Fontanelle, 80

Здесь билет не нужен — проход свободный.

Советую совместить посещение вместе с Сан-Гаудиозо, они находятся относительно недалеко друг от друга. Плюс, есть возможность посмотреть на типичные неапольские трущобы.

Это не совсем подземелье – это естественная пещера. Всю историю пересказывать долго, скажу лишь, что основная часть захоронений пришлась на 1656 год, когда буйствовала эпидемия чумы. Каждый день умирало больше тысячи человек, и можете представить количество тел, которые нужно было куда-то девать. Вот именно для этого пещера на окраине города подошла как нельзя кстати. Когда чума закончилась, вход в неё был замурован, и открывали его лишь для новых трупов, появившихся во время очередной эпидемии. Однако что-то пошло не так. В конце XVII века случилось наводнение и останки тел вымыло из пещеры, и плавали они по улицам города, ужасая жителей. Неаппетитное зрелище, да? После наводнения, конечно, всё вернули на место и пещера приобрела, наконец, официальный статус кладбища.

Последнее захоронение в этой пещере произошло во время эпидемии холеры в 1837 году. А в 1872 священник по имени Гаэтано Барбати решил упорядочить и каталогизировать те останки, которые находились на поверхности. После чего появились маленькие склепы и импровизированные крипты. И вот в этот момент в Неаполе появился своеобразный культ мёртвых. Люди могли выбрать любой череп или даже несколько черепов, чтобы поклоняться им, молиться и просить помощи. Можно увидеть, что у многих черепов лежат различные предметы: от монет до проездных билетов и цветов.

В 1969 году кардинал Урси увидел в этом признаки фашизма и закрыл кладбище. Для туристов пещера была открыта в XXI веке как исторический памятник, но люди до сих пор приходят туда, чтобы ухаживать за черепами и молить их о помощи.

Интересно, что на всём кладбище только два тела идентифицированы. Они лежат отдельно в гробах, рядом с местом, куда люди могут приходить молиться.

Заметка: Все вышеперечисленные места объединяются неким комплексом, в который так же входит катакомбы Сан-Северо. К сожалению, на них времени не хватило, но там, говорят, тоже интересно.

Подземный Неаполь

Piazza San Gaetano 68

Билет: 10 Евро.

Экскурсия на итальянском и английском языках проходят каждый час (но лучше уточнить), уходят друг за другом. Если заказать экскурсию заранее, то можно попросить даже на русском языке, если верить информации, найденной в интернете. Продолжительность экскурсии где-то 1,5 часа.

Это место мимо не пройдёте – оно находится на одной из главных торговых улиц и там много туристов, желающих посетить сие подземелье. Стоит сказать, что «Подземный Неаполь» состоит из двух экскурсий в двух разных местах, и находятся они практически напротив друг друга. Мы попали, к сожалению, только на одну из них, потому что режим работы нужно изучать заранее. Имейте в виду.

Начало этому подземелью положила добыча туфа для постройки зданий. Позднее, римляне использовали получившееся пространство как акведук, и с помощью верёвок и кувшинов люди воду поднимали прямо в дома. Кстати, вода там есть до сих пор.

Самая интересная часть экскурсии заключается в том, что вам выдают искусственную свечу (буквально не так давно использовались восковые), и вы, в кромешной темноте идёте за гидом через узкие туннели акведука. Если у вас клаустрофобия – вас оставят сидеть на скамеечке, придётся только поскучать минут 15-20. Туннели очень узкие, желательно идти туда без больших рюкзаков и сумок – будут мешать, ведь передвигаться вам нужно будет, в основном, боком и со свечой в одной руке. Можно подсвечивать путь телефоном, но это скучно.

Во время Второй мировой войны жители использовали это подземелье как бомбоубежище, а сейчас там даже выставлены некоторые предметы, которые люди взяли с собой. Есть даже танк, но мы так и не поняли, как он там оказался.

Однако на этом экскурсия не заканчивается. Группу из подземелья выводят на поверхность и ведут по узким улицам Неаполя до скромного жилого дома, но внезапно вместо дома мы оказываемся нигде иначе как в древнеримском амфитеатре. Да, многие люди живут и даже не знают, что находится под полом их квартиры. А в этом амфитеатре выступал даже Нерон!

В общем, после такой экскурсии даже уставшей себя не чувствуешь.

Совет: оденьтесь потеплее и будьте в удобной обуви.

Санта Мария делле Аниме дель Пургаторио

Via Tribunali, 39

Эту церковь среди неаполитанцев называют никак иначе, как «церковь черепов». Комплекс состоит из верхней и нижней, подземной, церквей. Первую можно посетить в рабочее время церкви, к слову, она действующая, а вот чтобы пройти в нижнюю нужно приобрести билет за 6 Евро и подождать экскурсию. К сожалению, мы оставили посещение этой церкви на день отъезда, и группа утром просто не собралась. Но это не значит, что мне нечего о ней рассказать.

К сожалению, в данный момент она огорожена забором – идёт ремонт, но этого вы не смущайтесь, ворота открываются в 10:30. Расписание у них плавающее и всё зависит, как мы поняли, от посещаемости, поэтому она может закрыться как в 15:00, так и в 14:00, имейте в виду.

Чем же примечательна эта церковь? Например, количеством черепов в украшении здания. Во-первых, сразу перед входом вы увидите череп, натёртый до блеска. Есть миф, что он приносит удачу, если его потереть. Во-вторых, обратите внимание на сами барочные украшения – в них тоже можно разглядеть черепа. А внутри церкви вы их увидите и в алтарной части, и на решётках.

Почему столько украшений из черепов? Потому что это не совсем обычная в нашем понимании церковь. Она была построена на деньги благотворительной организации Opera Pia, в которой состояли дворяне. Они желали создать место, в котором люди могли бы молиться и заботиться о судьбах душ, находящихся в Чистилище. Так же, они хотели, чтобы было место, где можно было бы хоронить бедняков.

Таким образом, была воздвигнута эта барочная церковь. Доминирующие украшения – черепа, что символизируют смертность, memento mori. Вокруг алтаря, например, их можно увидеть со всех сторон, даже в капителях.

Нижняя церковь, в которую мы, к сожалению, не попали, оформлена так, как неаполитанцы представляют само Чистилище (листок с информацией нам выдали в кассе, поэтому мы почитали и узнали много интересного). Постройки на нижнем этаже относятся уже к XVIII веку и сейчас там располагаются безымянные черепа, за которыми ухаживают так же, как и на кладбище Фонтанелле. Один череп – особенный, никому не известно, кому он принадлежал, однако его назвали в честь девушки Лючии. И сейчас этот череп является покровителем невест. Он лежит на подушке, украшенный фатой и тиарой. Есть несколько версий судьбы этой несчастной девушки, однако все сводится к одному – она умерла из-за любви.

Примечание: как мы поняли, экскурсии в нижнюю церковь водят только на итальянском языке, но вам выдадут небольшой путеводитель на английском, где будут указаны места и вещи, на которые стоит обратить внимание.

Я старалась быть краткой, но это оказалось немного тяжело. На самом деле впечатлений от поездки в Неаполь ещё больше, но их все невозможно описать. Надеюсь, мне удалось вас заинтересовать таким интересным и нестандартным городом, полным истории, суеверий и катакомб. Кстати, фраза «Увидеть Неаполь и умереть» была первой. На этом всё.