Уюный зал Марса едва смог вместить всех желающих окунуться в космический мир эмбиента, зрители заняли все возможные и невозможные места данного пространства. Начал программу вечера проект организатора и идейного вдохновителя фестиваля Кирилла Александрова Amazon Watcher. Выступление сопровождалось видеорядом с видами чудесной природы Амазонки, населяющих местность племен и их обычаев: от глобальных видов Земли из космоса до макро съёмки самых маленьких обитателей нашей планеты. Активно фигурировала вода как символ вечности и течения жизни. Нельзя обойти вниманием и живые инструменты, такие как диджериду, колокольчики, барабаны, которые в умелых руках музыканта Александра Карнавалова превращали звуки в этническое действо и завлекали в истоки бытия.

Гостями фестиваля стали московские проекты: Chronos Ника Клименко и Solarsoul Игоря Шалина. Chronos, поддерживаемый проникновенным вокалом Анны Кондаковой, расслабил и заставил обратиться к высшим сферам подсознания на фоне вырастающих одна из другой мандал. Тягучий медленный эмбиент Solarsoul прекрасно сочетался с космическими визуальными эффектами, которыми изобилуют выступления музыканта. И на конец вечера был припасен эмбиент-гость из Петербурга Сергей Булычев с новой программой проекта Kshatriy, который заворожил всех присутствующих невероятной, проникающей внутрь и выворачивающей сознание, музыкой.

Rock Cult: Расскажите, пожалуйста, о проекте Amazon Watcher.

Кирилл Александров: Идея появилась в начале 2000-х. Есть такая организация Amazon Watch, которая пытается спасти Амазонку и людей, которые живут в той местности. Я смотрел её передачи и понял в какой-то момент, что меня это поднимает с духовной точки зрения. Думая о далекой Бразилии (хотя у нас тоже самое происходит), я понял, что для меня, как для художника, это сформировало хорошую позицию: я должен каким-то образом повлиять. Постепенно, это наложилось на то, что я использую этнические инструменты. Я очень много слушал этнической музыки и электроники, которая экспериментировала с этническим звуком, всякие интересные смешанные джазовые и электронные техники и постепенно создал свой саунд. Как-то я увидел выступление Александра и был впечатлен, насколько близко у нас восприятие звука. Сейчас мы стараемся не просто играть, а строить какую-то историю.

Психоделическое движение, устраивающее фестивали, где используются фракталы, символы, я считаю такой развлекательной профанацией искусства, поэтому, когда идет отрицание такой психоделики, которая фактически вырывает человека из природы, из космоса, засоряет его визуальными образами, в итоге мы хотим чтобы меньше было людей, которые ничего не знают и не хотят знать; которые слушают посредственную музыку, плохо ориентируются в культуре и поставляют суррогат. Я, как художник, поставил себе задачу: делать такого рода искусство, как описывалось раньше в текстах о том, как оно должно облагораживать. Что касается Amazon (я сам был в Перу), я просто ощущаю, как меня туда затягивает. Оно меня приняло в себя, и там для меня постоянный источник творческих сил и вдохновения.

Rock Cult: Сколько у Вас в команде человек?

Кирилл Александров: Пока два.

Rock Cult: То есть все инструменты на Александре?

Кирилл Александров: Нет, не все. На Александре диджериду, табла, перкуссия, электронный лупинг…

Rock Cult: Голос?

Кирилл Александров: Да, конечно же — горловое пение. А на мне, соответственно, электроника и немного диджериду.

Rock Cult: Расскажите о фестивале: почему именно Ambient & More, кто вдохновил на создание?

Кирилл Александров: Вдохновил Никита Chronos Клименко: слово «фестиваль» вышло у него, а название Ambient & More и то, что в нем должно быть, вышло у меня. И вот я пока являюсь главным локомотивом этого дела; эмбиент я давно слушаю, люблю его и понимаю, что сцены нет. Люди, которые уже выросли на суррогатах, не знают, что есть камерная электронная музыка, которая пишется серьёзными людьми; ее лучшие образцы очень красивы., она подразумевает уход самого художника из материала, то есть абстрагирование. Брайан Ино был первый, кто это сделал. Его Музыка для аэропортов: люди несколько часов ждут самолета и благодаря этой музыке они уже как бы в воздухе. Очень сильные музыканты есть здесь, в России, я все больше и больше знакомлюсь с ними. Kshatriy Сергей приехал из Петербурга. Это сейчас андерграунд, я бы даже назвал — академический андерграунд. Но, с другой стороны, из-за того, что она может вернуть человека к природе, космосу, эта музыка вне эстетики этой всей поп-психоделики, всех этих псевдо-шаманских штук. Это и есть ее главная ценность. Фактически, человек, который приходит слушать эмбиент, слушает серьёзную композицию, сделанную самыми последними современными средствами выражения.

Rock Cult: Вы приглашаете только российских музыкантов?

Кирилл Александров: Нет, скоро будем звать и зарубежных.

Rock Cult: Но пока только москвичи и Питер?

Кирилл Александров: Вы знаете, там такое в Питере творится, что я думаю, нам хватит еще на год минимум. У них на концерт приходит по десять человек, но там такой материал!..

Rock Cult: С чем связан выбор места проведения фестиваля?

Кирилл Александров: Я здесь один раз отыграл, и у нас сложились хорошие отношения. Тем более центр современного искусства — прекрасное место для такого мероприятия. Мы пробовали делать это в другом зале, но тормознули из-за того, что качество видео не соответствовало, а мы перфекционисты в этом плане.

Роккульт: На кого Вы равняетесь в своем творчестве? Есть ли у Вас кумиры?

Кирилл Александров: Я равняюсь на таких людей, как Роберт Рич, Джон Хассел, и Дэвид Хадсон (австралийский диджериду мастер). Три имени, наверное, основные.

Rock Cult: Какие еще направления в музыке Вы предпочитаете? Наверняка же слушаете много.

Кирилл Александров: Огромное количество этники! Но именно этники антропологической: индийская классическая музыка, много несовременной этники.

Rock Cult: А кроме этники?

Кирилл Александров: Наверное, ранний даб; много слушал классики, современной музыки, индийской музыки. Можно сказать, что меня в основном интересует корневая музыка, хороший эмбиент, без всяких патологий, ну, и даб — все звуковые эксперименты пришли оттуда.

Rock Cult: Не планируете ли расширять ряд инструментов?

Александр Карнавалов: Мой набор такой: табла, разные шуршалочки из растений, скорлупок, орешков, диджериду, трубочки. Еще планирую добавить дудочки, трубочки, ну и более природные материалы. Такой набор инструментов: барабаны, диджериду — казалось бы, что можно с этим сделать? Сделать можно много, на самом деле — у меня два проекта только сольных, и с теми же самыми инструментами они звучат совершенно по-разному.

Rock Cult: А что-нибудь вроде ханга, бубна, например?

Александр Карнавалов: В этом проекте пока не используются. Возможно, на данном этапе нам всего хватает для правильного эффекта этой музыки. Самое главное, я считаю, это гармонизация природными обертонами: настоящий диджериду, горловое пение. Есть несколько диджериду, с разной степенью аутентичности. Сегодня играл самый аутентичный, из Австралии. Возможно, будем еще экспериментировать с различными инструментами.

Rock Cult: Ну и подытожим нашу беседу планами на будущее.

Кирилл Александров: В планах новые электронные текстуры. Сейчас расширяю свой электронный стафф. Плюс, у меня такое ощущение, что для Москвы эта музыка экзотична. Когда говоришь — Джон Хассел (он сделал свои главные альбомы в конце 80-х, начале 90-х годов) — сколько людей знает о том, что есть такой музыкант, который в эмбиенте вписал индийскую музыку под электронными эффектами? В этом есть какой-то момент «выделывания», для многих людей охота за чем-то особым и сложным в культуре не имеет ценности, это сродни коллекционированию. Я хочу этот момент преодолеть, дать понять нашей публике, и Александр тоже, что мы, в общем-то, хорошие ребята, несём позитив, по мере сил стараемся делать высокое искусство.