Rockcult: Первый вопрос, с которого хочу начать: что Вы думаете о журналистской этике и личных границах. Насколько мне известно, вы достаточно щепетильно к этому относитесь, хотелось бы узнать список табу.
Александр Красовицкий: Нет, в вопросах табу нет никаких. То есть, можно говорить на любые темы. А по поводу критики… Журналист, по идее, это тот человек, которому можно критиковать как раз в отличии от поклонников, которые пишут всякую ерунду. Но проблема в том, что уровень журналистов таков интеллектуально и музыкально, что они иногда не отличаются ничем от поклонников в этом смысле. Я хорошо знаю, что такое журналистика. Я восемь лет, нет, шесть был зам.главного редактора музыкального журнала Fuzz. Журнал очень неплохого, мягко говоря, уровня был. У меня отец журналист профессиональный с сорокалетним стажем, так что я, в общем, знаю, что такое журналист настоящий.
Rockcult: Как раз следующий вопрос должен был быть про журнал Фаз («Фуз» , — поправляет Александр. «Фуз, простите», — исправляюсь). Какие впечатления были от работы в нём? Чем запомнилась?
Александр Красовицкий: Новый опыт. Относительно новый. Я не журналистом был, я был начальником. То есть зам.главного редактора — человек, который занимается хозяйственными вопросами. В журнале Fuzz, по крайней мере, так было. Я не отвечал ни за содержание номера, ни за статьи, ни за работу с авторами, естественно. Я отвечал за работу редакции: функционирование компьютеров, доставку тиража и прочее.
Rockcult: Получается, как завхоз?
Александр Красовицкий: Да, завхоз. Я специально пошёл на такую должность, чтобы не отвлекала от музыки. Чтоб песни писать и другой творческой работой не заниматься.
Rockcult: Насколько мне известно, 15-го числа здесь (в клубе А2 — прим.автора), на этой сцене, состоится ваш большой весенний концерт…
Александр Красовицкий: Да, мне тоже известно.
Rockcult: Вы — группа больше стадионная, широкого звучания…
Александр Красовицкий: Хотелось бы (смеётся).
Rockcult: Насколько тяжело работать в клубах меньшего формата. Допустим, на периферии?
Александр Красовицкий: Только что играли в Сочи в таком клубе (смеётся) на сто человек вообще. Всё зависит от того, что ты играешь. Если вот как мы в Сочи сыграли втроём акустику, мы вполне можем хорошо себя чувствовать в «кухонных» условиях. Конечно, привычнее и правильнее Animal ДжаZ слышать хотя бы на такой сцене, где (в зале — прим.автора) 2500 человек. Мы группа такая: по сцене побегать, попрыгать, то есть оторваться физически самим хочется, и чтоб пространство для этого было. С другой стороны, когда какое-нибудь маленькое заведение, там можно переключиться на разговор по душам. Слава богу, у нас такая музыка, в которой спектр эмоций очень широкий используется. Какие-то песни ты не играешь в акустической программе, и получается такая душевная, лирическая, но со скрытым драйвом, подъё..ом таким. В общем, Animal ДжаZ — непростая группа в плане энергетики, конечно. И у нас любая акустика всё равно превращается в драйвовый концерт.
Rockcult: Хотелось бы узнать, были ли в начале гастрольной деятельности или сейчас какие-то epic fail’ы. Приехал в клуб, а там такой косяк — прямо косячина!
Александр Красовицкий: Недавно где-то было… Нет, фэйлов было очень много со стороны организаторов. Особенно на начальном этапе, когда группа растёт, попадает во всякие разные места, не предназначенные для концертов вообще. Я Воронеж вспоминаю первым делом. Клуб, в котором была одна лампочка над сценой, при этом 800 человек набилось на концерт. В гримёрке отсутствовала стена, а это был декабрь. Просто (выход — прим.автора) на улицу… Они завесили его полиэтиленом полупрозрачным и поставили тепловую пушку в гримёрку. В общем, такого рода мероприятия случались, но они, слава богу, потихоньку сошли на нет. Потому что, во-первых, музыкальная культура в стране развивается, инфраструктура развивается. А, во-вторых — это самое главное, — группа вышла на такой уровень, когда известность уже есть, и промоутеры левые отсекаются на уровне менеджмента. Есть, конечно, такие, которые готовы привезти нас в любой барак, но, в основном, уже в каждом городе есть по одной приличной площадке.
Rockcult: Следующий вопрос непосредственно про творчество. Недавно вышел клип «Здесь и сейчас», где вы снимались с подопечными «AdVita» (благотворительный фонд — прим.автора). Это ваше первое сотрудничество?
Александр Красовицкий: С «АдВитой» — да. Хотя они нас звали туда, сюда, но как-то не срасталось. На фестивали свои звали нас выступить… Не срасталось по графикам: он у нас плотный — 100 концертов в год, а то и больше бывает. В этот раз они очень сильно проявили инициатив. Загодя, за два месяца начали готовить съёмки: собирать детишек, выбирать место, а мы со своей стороны особо не парились, у нас есть очень хороший мальчик, Женя Тирштайн, такой растущий. В будущем, надеюсь, знаменитый видео… — не знаю, что он будет делать. Клипы? Снимать что-то крупное, но у него большие способности… Вот он пришёл со своим другом,и они вдвоём сняли этот хэппенинг (форма современного искусства, представляющая собой действия, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью — прим. автора), который мы устроили. Мы со своей репетиционной точки взяли колонки, гитары, электронные барабаны, чтобы это всё было вживую, чтобы не было показушно. Нам хотелось сделать такой мини-концерт для детей, основой которого была бы эта песня. И с удивлением выяснили, что многие дети знают текст. При том, что их, оказывается, никто не готовил, а просто 11-12-летние (воспитанники — прим.автора) любят группу Animal ДжаZ. Было круто, довольно весело, непринуждённо, и мы сыграли маленький концертик. Это всё было заснято, Женя ходил между нами, и мы, честно говоря, не позировали. Там есть пара моментов, где я в камеру смотрю, а так, в основном, он просто запечатлел рабочий процесс. Причём потом сам Женя был недоволен, говорил: «Давай заснимем что-нибудь, чтобы это был клип», а я ему: «Так вот как раз это и есть клип — эти все скачки». В итоге он (Тирштайн — прим.автора) снял детишек в студии, которые пели Animal ДжаZ. Клип получился добрый. Мне кажется, такие клипы и надо делать на подобные песни. Песня жизнеутверждающая, о том, что надо жить. Дети эти — кто болен раком серьёзно, кто-то уже излечен — были с родителями, с братьями. Это всё призыв: жизнь-то не заканчивается несмотря ни на что! Такой клип и должен был появиться.
Rockcult: Касательно того, что Animal ДжаZ слушают молодые. Я вас слушаю с 14-ти лет, сейчас мне 24…
Александр Красовицкий: Нормально! 10 лет.
Rockcult: Да, вот такой промежуток. Отчего, по Вашему мнению, вы так популярны именно среди молодёжи?
Александр Красовицкий: Да потому что мы сами — тинейджеры. Я смотрю иногда на парней в гримёрке со стороны и думаю: «Господи, какой детский сад!».
Rockcult: Джонсон — да.
Александр Красовицкий: Да все! У некоторых по трое детей есть, а всё равно как дети малые. Это очень радует меня, потому что, во-первых, это правильно, потому что мы музыканты, мы лицедействуем. Хорошо, когда в тебе этот маленький внутренний ребёнок живёт, он позволяет такого спектра лицедейство устраивать. А я так вообще личность такая неустоявшаяся до сих пор, несмотря на свои 44 года. Ответов на большинство вопросов дать не могу и советов толком дать не могу, то есть гуру не являюсь. Хотя в 44 уже должно быть что-то, но у меня по-прежнему в этой жизни нет ничего, по большому счёту в материальном плане (кроме дочки). Дочке 23 года, она уже своей дорогой идёт. У меня нет ни квартиры, ни машины — ничего. Я живу как птица с крыльями: если одно крыло обломают, она упадёт и умрёт, вот и всё. Поэтому тексты у меня соотвествующие. А раз тексты такие: вопросы, скорее, чем ответы, значит, это и привлекает тех, кто вопросы себе задаёт. А кто задаёт? Мелкие и задают: 15-17-18-19-летние. Ну или такие как Вы, которые к 24-м всё ещё пока…
Rockcult: …не выросли.
Александр Красовицкий: Не выросли, да. И вопросы эти себе продолжают задавать. Смешно же на нашем концерте представить себе публику группы Ленинград. Они вопросы-то не решили, просто перестали их задавать. Вот в чём проблема взрослых людей. Знаете, как у Сент-Экзюпери: мы не в том смысле взрослеем, что отвечаем на эти вопросы, а просто забиваем на них. Вот это плохо. Большинство повзрослевших, которые сидят в VIP’ах: мужики с пузом, бабы с губами — это всё от неправильного взросления, от страха взросления. Такие люди нам неблизки. А народ, который приходит к нам — живые, здоровые, внутри неустоявшиеся личности. Вот они — наша публика.
Rockcult: Мы затронули тему детства. Были ли у Вас в детстве какие-то мечты, которые потом удалось воплотить в жизнь только во взрослом возрасте? Хочу — а никак, а сейчас — могу?
Александр Красовицкий: Честно говоря, я не был мечтательным ребёнком, я был приземлённым мальчиком. Очень удачный сын для родителей: никаких проблем не доставлял. Не помню каких-то своих мечтаний, я имел конкретные желания и старался их воплотить. То, что стою на сцене это, конечно, не мечта. Просто случай, событие, но, оглядываясь назад, понимаю, что заточен именно под это всей своей судьбой. Я заточен на то, чтобы быть ребёнком, а сцена это позволяет культивировать в себе этот процесс безболезненно. Можно вести себя странно: «А, ну ладно, он же музыкант». Это очень по мне, по характеру. А особых мечтаний не припоминаю.
Rockcult: Дальше — про взросление. У Вас есть песня «Выжить во время потопа», мне она очень близка. Как Вы из этого трэша выплыли (песня рассказывает о жизни музыканта в 90е годы — прим.автора)?
Александр Красовицкий: Так и выплыл. Когда ты в тяжёлой ситуации оказываешься, не оцениваешь весь её трагизм, а просто борешься. Вот фильм «Выживший»: такая дикая история случилась, а ты просто ползёшь и всё. Некогда оглянуться, посмотреть со стороны, подумать: «Господи! Какой кошмар!», поплакаться. Просто фигачишь, чтобы выжить. В 90-е годы для меня был именно такой период. Когда у тебя серьёзная трудность, проблема, крах жизненный, когда личность даёт трещину, что ты делаешь? Ты либо спиваешься, либо спиваешься и продолжаешь при этом фигачить. На этой грани я и существую последние 15 лет.
Rockcult: Пиковые ситуации как-то активизируют и дают хороший пинок.
Александр Красовицкий: Мне бы не хотелось, чтобы это повторялось, но, к сожалению, это постоянно случается со мной. Когда ты ходишь по лезвию, всё время срываешься: то влево, то вправо. Всё время падаешь. А цепляясь за лезвие, падая, ранишь руки.
Rockcult: Получается постоянная разбалансировка.
Александр Красовицкий: Это постоянная жизнь на грани. Это то, чем занимаемся мы все.
Rockcult: Как у Вас получается не уходить в чистый деструктив и писать мощные песни?
Александр Красовицкий: Сила воли и заложенная природой сила личности. У меня так. Знаю, на моём месте многие люди сторчались бы, спились, имея все возможности и имея все жизненные ситуации для этого. Но я как-то держусь (не знаю, за счёт чего) пока. Это просто природой заложено и от родителей, наверное. Сила духа.
Rockcult: Я читала, что почти все текст «Хранителя весны» были написаны где-то в районе Волково (район Санкт-Петербурга — прим.автора)
Александр Красовицкий: (удивлённо) Волково? А, нет, примерно половину текстов я сидел, дописывал на бордюрчике по пути от дома, рядом с Волковским кладбищем (смеётся).
Rockcult: Почему именно такой выбор места?
Александр Красовицкий: Я там на велосипеде часто проезжал. Очень удобно место, чтобы прикорнуть: едут машины, постоянный шум, а ты вроде бы сидишь на месте. Но поскольку мимо тебя активное движение, ощущение, что постоянное движение происходит с тобой: ты едешь, а они стоят. И мне это чувство просто необходимо для того, чтобы писать тексты. И вот я нашёл себе такое место в какой-то момент в Питере. Не факт, что туда вернусь именно для этой цели, это была просто случайность. Я проезжал мимо, вдруг остановился. Сел один раз, через день — второй раз, третий раз и там дописывал. Но основные всё равно писал не в этом месте.
Rockcult: Есть у вас какие-то «места силы», куда хочется возвращаться вновь и вновь, в Петербурге?
Александр Красовицкий: Питер весь. Весь центр. Это совершенно прекрасно. В прошлом году не то, что открыл — я там и раньше бывал, — активно гулял в районе реки Пряжки.
Rockcult: Извилисто.
Александр Красовицкий: Извилистое и очень необычное место со своей собственной эмоциональностью, контингентом. Потрясающе! Я его открыл для себя, хотя много раз бывал всю жизнь, но гулял только прошлым летом. В Питере есть места, которые либо обновляются, и ты туда возвращаешься, а там ничего не изменилось, а как-то всё по-новому. Не в том смысле, что дома новые строятся, слава богу, а в том, что всё поменялось: люди, ощущения твои. Город вечно текущий. Медленно текущий, но вечно. В этом смысле Питер — постоянный источник для вдохновения.
Rockcult: Как Вам реконструированная Новая Голландия? Были?
Александр Красовицкий: Я был там на начальном этапе, среднем, на окончательном не был, но лето впереди… Знаете, это слишком «паркогорьковско» всё, очень по-московски. Такое: «Нате, отдыхайте! Вот вам, пожалуйста! Тут отдыхать надо». Я лично отдыхаю в Купчино рядом с супермаркетом Пловдив. Очень хорошо там! (смеётся)
Rockcult: Я — рядом с Лентой.
Александр Красовицкий: Я отдыхаю, глядя в окно там.
Rockcult: Очень красивый парк.
Александр Красовицкий: Ну парком его трудно назвать. Шашлычное место для местного населения, но тем не менее. А такие места, куда нужно прийти и на искусственном газончике сбросить тапки и походить... Москвичам этого не хватает, для них — парк Горького, а у нас Новая Голландия.
Rockcult: Загончик.
Александр Красовицкий: Для хипстеров. Пусть они там тусят, им нужно всё искусственное: бородки, искусственно завитые кверху. Ни у одного живого человека усы сами вверх не завиваются, их же надо завить! Всё искусственное. Началась эмо-культура, потом хипстер-культура… это всё требует своих мест, пусть там тусят со своими коктейльчиками безалкогольными. А я на Думскую куда-нибудь, скорее, на Ковенский переулок.
Rockcult: Сурово. Нерафинированно, но реально круто. Все сейчас брендовые, «с иголочки».
Александр Красовицкий: Это буковщина. Буковщина в грамотном смысле слова, довлатовщина. Правильное построение своей питейной жизни так, чтобы при этом не уходить в отсутствие реальности, оставаться в ней, писать тексты о событиях, произошедших с тобой. Как только бородку завил — всё, до свидания, тексты!
Rockcult: Этим летом Вы участвовали в Довлатовских чтениях, насколько помню. Как Вы к Довлатову относитесь?
Александр Красовицкий: С благоговением к нему отношусь, с пиететом. Я его вообще обожаю.
Rockcult: Никогда не смотрели постановку Молодёжного театра АБАНАМАТ?
Александр Красовицкий: Постановку — нет, я смотрел фильм Говорухинский (Конец прекрасной эпохи — прим.автора) про Довлатова. Очень был доволен. Хотя я ожидал, что будет полное дерьмо, а оказался отличный фильм.
Rockcult: И напоследок. Сейчас весна: тепло, хорошо…
Александр Красовицкий: (смеётся) Это нам на два дня в Питере такое дано, послезавтра говно. Готовимся.
Rockcult: Превозмогаем. Есть ли какие-то песни, которые для Вас весеннее настроение создают?
Александр Красовицкий: Группа Keane вся целиком. Первые два альбома особенно, остальное мне не очень нравится.
Rockcult: Сольник Тома Чаплина (лидер Keane — прим.автора)?
Александр Красовицкий: Не слушал. Первые два альбома Keane «поймал» и, например, первые два альбома группы Coldplay. Самая весенняя музыка на свете. Отдельные песни группы Сплин, только, ради бога, не период Орбита без сахара, а с 2009 года, когда у них состав нормальный наконец-то образовался, и они начали играть музыку на пять четвертей. Да и у Аквариума и раннего, и нынешнего песен полно. Класс!