Rockcult: Было бы неплохо для начала узнать о твоей работе в целом. Именно из твоих уст, о том, где ты сейчас работаешь? Чем занимаешься?

Евгения: Я работаю пиар-менеджером в Invisible Management компании, которая занимается менеджментом артистов по схеме 360. Это классическая схема в шоу-бизнесе, которая пришла в конце 90-х — начале нулевых, когда закончилась эпоха физических носителей, в первую очередь дисков. Продюсеры начали понимать, что таких огромных доходов, как раньше, уже не будет. Но нужно как-то выживать, по-другому обеспечивать прибыль артистам и, соответственно, себе. Так что схема 360 предполагает, что компания владеет определённым процентом со всех доходов артиста, которые так или иначе связаны с его деятельностью (стримы, продажа мерчендайза, концерты, реклама, промо-интеграции). Лично я чаще всего работаю с релизами синглов, альбомов и клипов, а также работаю над продвижением концертов. Мне очень нравится заниматься именно мероприятиями, это моя самая большая любовь. Если говорить про концерты, то я чаще всего работаю в тандеме с пиарщиком со стороны концертного агентства, которое обычно выступает в роли организатора, так как наши артисты выступают на больших площадках, где достаточно крупный билетный вал, и нужны очень массивная организация всех процессов и промо-активности, включающие наружную рекламу, крупные бюджеты на таргет и т.д.

Rockcult: Что входит в твои обязанности?

Евгения: Допустим, мой артист выпускает альбом. Он сдаёт финальный мастеринг, мы назначаем дату релиза, загружаем треки на площадки. В течение месяца перед релизом я составляю маркетинг-план, где прописано, какие активности я хочу реализовать. Чаще всего маркетинг-план состоит из нескольких блоков. Первое это размещение новости на основе пресс-релиза в топовых СМИ (Афиша Daily, InterMedia, ряд других музыкальных сайтов). Соответственно в день выхода альбома на этих ресурсах выходит новость с согласованными фотографиями и ссылками. Второе   размещение релиза в подборках. Например, я хочу, чтобы он появился в «лучшей музыке за неделю» Meduz`ы. Соответственно, я рассылаю и показываю материал журналистам. Третье участие артистов в лайвах телеканалов или ютуб-шоу, гостевых эфирах и интервью. И это далеко не все. После того, как моя рекламная кампания окончена, я подвожу итоги. Здесь работает принцип воронки продаж мы планируем максимальный результат, и в итоге сдаем то, что получилось в реальности. 

Rockcult: Как ты составляешь промо-план? 

Евгения: У пиарщика должно быть понимание того, какие СМИ, Youtube-шоу, подкасты, партнёрские программы и возможности существуют на рынке и то, какие у них есть форматы/программы/рубрики. У меня есть специальная база, где всё это прописано максимально подробно — с контактами, ссылками, вариантами участия артиста. Понятно, что каждый проект, с которым я работаю, индивидуален и просто взять массив СМИ, использовать во всех случаях нельзя. В этом и состоит творческий подход. Я регулярно обновляю и улучшаю данные базы, потому что во всех медиа очень большая текучка, рынок движется, контакты меняются. Соответственно, я ищу тех, кому мог бы понравиться мой артист и кто бы мог его взять. 

Rockcult: Как изменилась твоя работа в прошедшем году?

Евгения: Во время пандемии я работала в концертном агентстве. В такой непростой ситуации многие были очень подавлены. Но нужно было двигаться дальше и искать варианты. Сменив работу, я начала сотрудничать с большими артистами напрямую и переключилась на продвижение релизов.

Rockcult: Депутат Госдумы Елена Драпеко заявила, что применять санкции нужно не к конкретным площадкам, а к зрителям. Имеет ли это смысл?

Евгения: Хитрый вопрос, так как ситуация двоякая. Она затрагивает как команду, которая на мероприятии работает, так и зрителей, которые на мероприятии отдыхают. Но при этом все мы люди. Мне очень нравится, как к вопросу социальной ответственности подходит площадка ДК им. Горбунова. Сотрудники приглашают волонтёров, которые постоянно «курсируют» по залу и контролируют ситуацию с масками и перчатками во время концертов, просят каждого надеть, если человек в радостном порыве маску с себя снимает. Если никто ни за кем не следит, то в этот момент вступает личное отношение зрителя и его совесть. На мой взгляд, штраф за то, что человек снял маску на концерте, чтобы продышаться (подчеркну, снял, а не пришел без нее и начал качать права, да и сейчас охрана давно никого не пускает без нее)  — это как-то бесчеловечно. Для меня как для организатора все эти люди на концерте — это все-таки мои гости, которые пришли на мероприятие расслабиться после тяжелого дня и получить удовольствие. Поэтому я предлагаю альтернативное решение. Зрителей следует прямо на месте точечно предупреждать, если они нарушают санитарные постановления. И после определённого количества предупреждений уже выводить из зала. 



Фото - Russos 

Rockcult: Раньше ты работала в Timepad. Считаешь ли ты, что стоит повышать цены на билеты, учитывая ограничения на заполняемость зала?

Евгения: Сейчас работа организаторов превращается из профессии, где можно заработать деньги, в миссию — сохранить индустрию и подарить людям радость в нелегкие времена. Меня воодушевляет, что, несмотря на низкую маржинальность мероприятий, организаторы благородно не изменяют ценовой диапазон. Если ситуация требует повышения цен, то к этому стоит подходить без лишних зверств. Например, повышать не больше, чем на 10% или сделать платными пригласительные и бесконечные «впиши меня плюс один» для знакомых и друзей музыкантов, информационных партнёров, сотрудников менеджмент-агентств, представляющих артистов, которые толпами ходят на мероприятия. Даже 150-200 рублей с их стороны могли бы оказать большую поддержку индустрии.

Rockcult: Когда группе может понадобиться пиарщик? Всегда ли нужна большая команда музыкальным проектам?

Евгения: Пиарщик нужен, когда у проекта появляется рабочий план на релизы и формируется концепция, имидж. Когда становится понятно, что из себя представляет группа. Когда они уже сами осознают, что пора сделать фотосессию, у них регулярно ведутся социальные сети, а музыкальная концепция объединяется с внешним образом. Если коллектив совсем молодой, то ему не нужна большая команда — объем работы еще не так велик. Достаточно одного-двух человек, которые хорошо разбираются во всех областях музыкальной индустрии. При этом группа должна понимать, что на такого специалиста придётся хорошо потратиться. Если говорить о постоянной команде групп уровня БИ-2 или Anacondaz, то в неё входит восемь-девять человек: директор, PR, SMM, мерчандайзер, букинг-агент, тур-менеджер, звукорежиссёр, несколько техников, светоинженер. Может быть и больше, плюс часть людей приходит чисто под проект (например, дизайнеры, таргетологи).

Rockcult: Стоит ли искать пиарщика на постоянной основе и где его найти?

Евгения: Искать пиарщика на постоянной основе необязательно. Тем более, если группа нерегулярна в выпуске нового материала и может «пропасть» на какое-то время. А найти  пиарщика коллектив может по рекомендациям или потому, что им пригляделся сотрудник другой группы, на которую они равняются. Меня всегда указывают в контактах групп, с которыми я работаю. Таким образом, мне пишут другие исполнители. Дальше я изучаю коллектив, размышляю, насколько перспективно их творчество и решаю, работать мне с ними или нет.

Rockcult: Как правильно группе и пиарщику выстроить коммуникацию со СМИ? 

Евгения: У меня есть определённые принципы работы со СМИ: будьте настойчивы и максимально вежливы; излучайте уверенность при работе с журналистами и редакторами; не опускайтесь до агрессии, если вам говорят «нет»; никогда не пишите с вопросом чаще, чем раз в пять дней; не звоните в нерабочее время; умейте отказывать аргументированно; отстаивайте свою позицию, если в тексте журналиста была допущена ошибка; не опаздывайте; всегда брифуйте группы перед началом интервью/гостевого эфира; заранее давайте чёткие указания, если вы не можете сопровождать группу на съемку; никогда не поддавайтесь эмоциям, особенно если вы работаете на мероприятии; старайтесь увлечь журналиста проектом, рассказывайте ему, почему это сейчас актуально и интересно; ну и конечно, будьте всегда на связи, чтобы оперативно давать информацию.

Rockcult: Что делать, если отношения с журналистами испортились?

Евгения: Самое сложное, когда отношения с журналистами портятся не по вине пиарщика, а из-за артиста — например, артист взял и не приехал на интервью, бывает всякое. В такой ситуации важно оставаться дипломатом. Нужно извиниться, объяснить ситуацию и предложить, например, другого своего артиста. Общение журналистов и пиарщиков — это тонкая игра, в которой каждый преследует свои интересы, но при этом важно оставаться дружелюбным и милым. 

Rockcult: Как бы ты оценила наличие навыков при работе в кризисных ситуациях?

Евгения: За всю свою карьеру я не сталкивалась с кризисными ситуациями. Единственный сложный случай был, когда в конце Alfa Future People 2019 умер зритель. Но он скончался уже за  территорией мероприятия. Тогда мы выходили с комментариями и, конечно, по возможности, просили СМИ обходить эту тему стороной. Это правда очень страшная ситуация, в которой ты начинаешь чувствовать себя совершенно беспомощным. 



Фото - vk.com 

Rockcult: Есть ли смысл артисту продолжать жить альбомами?

Евгения: В эпоху стримов на альбомах сложно заработать. Выплаты производятся раз в квартал, поэтому многие артисты начали переходить на синглы. Существует много других способов заработка: корпоративы, концерты, фестивали, съёмки в рекламе. 

Rockcult: Насколько заранее нужно пиарить концерт?

Евгения: Всё зависит от размера площадки и медийности артиста, его социальных сетей. Чем больше билетов нужно продать, тем раньше нужно  суетиться. Начинать работу по стадионному концерту можно и за год. Клуб на 7000 человек — за полгода, восемь месяцев, Продать квартирник на 100 человек можно и за три недели. Важную роль играет то, как часто сама группа устраивает концерты. Если они проходят каждые три месяца, то, конечно, мало кто будет на постоянной основе ходить туда так часто. Оптимально давать два больших клубных концерта в год в столице, если вы — набирающая популярность группа. Чем реже вы выступаете — тем больше концерт ждут! 

Rockcult: Какие инструменты для продвижения мероприятий ты считаешь эффективными? 

Евгения: Таргет и контекст являются наиболее эффективными, особенно в продаже небольших мероприятий. Если говорить про PR, то, конечно, очень хорошо идут интервью, радиоролики, потом «наружка», выход в подборках. 

Rockcult: Где достать инфоповод?

Евгения: Инфоповод можно получить, во-первых, естественным путём, когда коллектив выпускает какой-то продукт. Во-вторых, искусственным, когда кто-то с кем-то начинает дружить, но музыканты не очень это одобряют. Да, может быть, Ольга Бузова не против завести пиар-роман, но для рокеров, например, это прозвучит смешно, не «тру». Также можно запустить какой-нибудь челлендж в TikTok`e или привлечь внимание к социальным проблемам, как например, когда Дима Билан ездил тушить пожары в Сибири.

Rockcult: Есть ли какие-то вещи, на которые ты бы никогда не согласилась?

Евгения: Я против платных публикаций, платных гостевых эфиров и любых платных взаимодействий со СМИ. Для меня это акт коррупции и взяточничество. Вне зависимости от величины артиста, такая работа — это всегда бартер, редакционный интерес, работа на взаимовыгодных условиях и партнерство. Максимум — я могу отблагодарить журналистов, подарив им билеты на наш концерт или посадив за хороший столик. 

Также я стараюсь не делать за журналистов их работу и не ограничивать их в творческом порыве. Я редко составляю за журналистов вопросы, не пишу за них тексты. Если я вижу, что эти вопросы уже сто раз задавались — беседую с журналистом, предлагаю варианты. Очень грустно слышать от артиста после интервью, что ему было скучно, потому что поднимались те же вещи, что и всегда. Ведь потом на выходе мы получаем материал, который является реинкарнацией всех известных фактов об исполнителе. Золотое правило интервью, конечно, спрашивать то, о чём никто раньше не спрашивал. Именно так получаются эксклюзивы. Во время работы со СМИ я всегда предупреждаю, о чём точно не будет говорить герой. Мы заранее обговариваем все нюансы, чтобы в дальнейшем не было никаких неловких моментов. 

Rockcult: Кто был твоим первым клиентом в начале карьеры? А кто — самым крупным? С кем ты хотела бы поработать?

Я начинала работать в пиар-агентстве. У меня не было так называемого «первого клиента»‎. Мне просто дали ряд задач, которые я должна была выполнить. 

Самым крупным клиентом, думаю, можно назвать фестиваль Alfa Future People 2019. Мы осуществляли для него всю промо-поддержку. Также, находясь в том агентстве, мне удалось поработать с театральным шоу Саши Петрова #ЗАНОВОРОДИТЬСЯ‎. Я очень горжусь этим. 

Я бы хотела поработать на стороне организатора предстоящих концертов группы Muse в России, когда они будут. Это моя самая любимая группа.