Rock Cult: Альбом Ноль+30 – это своего рода «The Best» группы Ноль, составленный лично вами. Скажите, по какому принципу отбирались треки для него из всего богатого наследия вашей бывшей группы?
Федор Чистяков: Я бы вовсе не сказал, что правильно было бы назвать этот альбом «The Best». Существуют устоявшиеся мнения по поводу того, что считать «The Best», и как раз те песни, которые считаются лучшими, в него не вошли.
RC: Может, тогда большое подходит термин «антология»?
Ф.Ч. Ну, это и не антология тоже. Это перезаписанные песни в моем сегодняшнем видении. Я вообще не воспринимаю этот альбом как сборник. Я думаю, что это вполне себе полноценный альбом. Здесь все исполнено по-другому, звучит это все иначе. Таким образом я решил отметить вот это тридцатилетие и переиграть, переосмыслить некоторые свои вещи. И это вовсе не значит, что я ставил задачу записать «The Best». Абсолютно нет.
RC: Как раз насчет переосмысленных версий я и хотел поговорить. Я слушал вашу новую версию песни Улица Ленина. И поймал себя на мысли, что то, как вы периодически обращаетесь к этой вещи, напоминает мне Шевчука с его программной вещью Поэт. Он тоже несколько раз ее перезаписывал и выпускал на разных альбомах. И когда его спрашивали, почему, то он отвечал примерно так: песня эта свежа и актуальна сегодня не меньше, чем тогда, в начале 80-х. Можно ли то же самое сказать о песне Улица Ленина и насколько актуальна она сегодня? И что она значит для вас лично?
Ф.Ч. Эта песня не могла не войти в такой альбом, как Ноль+30. Она, безусловно, и сейчас очень актуальна, и ее всегда хорошо принимают на концертах. Кроме того, вызрела, наконец, ее уравновешенная версия. Потому что предыдущий вариант Улица Ленина 20 лет спустя был все-таки совсем иным. Да и вообще, по сути, это была совсем другая песня. А нынешняя версия – эта как раз та самая старая песня в немного другой аранжировке и с измененным текстом в конце.
RC: Там в конце вы поете: «Вот думаю я, куда же попали мы? Как хорошо, что хотя б не на улицу Сталина». Вы эти строчки сочинили несколько лет назад, и тогда действительно казалось, что все не так уж и плохо. Но прошло совсем немного времени, и Сталину ставят памятники, изображают на иконах, в обществе ведутся горячие дискуссии о его личности. Почему, на ваш взгляд, это происходит?
Ф.Ч. Мне об этом трудно судить, скорее, эти вопросы надо задавать политологам. Они уж скажут наверняка. Что касается этих строчек, то я как-то почувствовал вот эту атмосферу и сумел ее отразить. Вот, пожалуй, и все.
RC: Большой для всех неожиданностью стало участие певицы Татьяны Булановой в новой версии песни Человек и кошка. Как родилась эта идея, как воплотилась, довольны ли вы результатом?
Ф.Ч. История возникновения довольна простая. Возникли общие знакомства, связи. Стало возможным для обеих сторон поучаствовать в таком проекте. Я, в целом, остался доволен. По-моему, получилось очень хорошо.
RC: Когда я ознакомился с трек-листом Ноля+30, то обнаружил там два трека, которые даже и не сразу вспомнил, притом что неплохо знаю творчество группы Ноль. Это песни Наш День и Уже человек. И если первую вещь я, конечно, встречал, просто давно целиком не слушал альбом Полундра, то последнюю я вообще никогда прежде не слышал, что немудрено, поскольку ее нет ни на одном студийном альбоме. Расскажите, как эти треки появились на пластинке.
Ф.Ч. Концепция альбома и заключалась в том, что бы в него вошли треки из всех номерных альбомов группы Ноль. Это Музыка драчевых напильников, Сказки, Северное буги, Песня о безответной любви к Родине и Полундра. После распада группы Ноль вышло много сборников, которые содержали разные записи: и студийные, и концертные. Песня Наш день была записана к альбому Полундра, и вы совершенно верно заметили, что эту песню даже и не знали. Потому что она не самая там заметная. Хочу, кстати, отдельно отметить, что одной из главных особенностей новой пластинки стало участие Алексея Николаева (бывший барабанщик Ноля – прим. Rock Сult). Он спел две песни своего же сочинения, одна из которых и есть Hаш день. Так мы отметили нашу творческую связь, поскольку если бы он просто сыграл на барабанах, то все ж его участие было бы не так заметно. Что же касается песни Уже человек, то еще изначально было заявлено, что в альбом войдет песня, ранее не записанная в студии, но исполнявшаяся на концертах. Я хотел не только пройтись по хитам, а поднять что-то не до конца реализованное. Например, песня Коммунальные квартиры. Она тоже много исполнялась, но студийной версии не было. Хотя на самом деле, была одна версия, записанная датским продюсером для сборника Лайка. Был такой в свое время. Но это выглядело так: привезли переносную студию, поставили ее в Доме Пионеров и прогоном писали все группы. Песня Коммунальная квартира на этом сборнике присутствовала, но эту версию я не считаю удачной. Так что можно сказать, что правильная версия появилась только сейчас.
RC: Как вообще шла работа над альбомом? Легко и плавно, или некоторые вещи дались непросто?
Ф.Ч. Работа шла хорошо, но достаточно напряжено, поскольку, как всегда, поджимали сроки.
RC: А как вам лучше работается? Когда есть дедлайн или когда дан полный карт-бланш?
Ф.Ч. Трудно сказать. С одной стороны, дедлайн помогает решить определенную задачу. Причем решить сразу, не откладывая. Это, конечно, весьма продуктивно. С другой стороны, когда выпускаешь два таких альбома в год, то от всего этого можно немножко устать.
RC: В наши дни редко кто пишет два альбома в год. В 60-е было обычным делом. Битлы, Роллинги…
Ф.Ч. Понимаете, в этом году так случилось, что родилась идея альбома Без дураков. Он был в срочном порядке записан. И в ходе работы над ним стало понятно, что тридцатилетие на носу и надо делать еще один.
RC: Не могу не спросить про обложку, которую сделал известный художник Вася Ложкин. Как это все случилось? Как вы познакомились? Кто к кому первый обратился?
Ф.Ч. Картины Васи Ложкина я открыл для себя уже давно. И даже их периодически постил. Но я и не знал, кто этот художник и что его зовут Вася Ложкин. Но в какой-то определенный момент я изучил его творчество пообстоятельнее. И конечно же, мне было очень смешно. Хотя сам Вася Ложкин говорит, что его картины не смешные, и он не понимает, почему все вокруг смеются. Да, они не смешные, но характерный юмор, безусловно, присутствует. В общем, мне очень многое из того, что увидел, понравилось. И тогда же заприметил вот эту картину с бабкой и котами. И я подумал, что она бы замечательно подошла для обложки альбома. Тогда я написал Васе Ложкину, мы с ним пообщались. Он оказался весьма простым в общении человеком, мы с ним даже разок встретились. В итоге он перерисовал эту картину для обложки. Вот так вот все получилось.
RC: Наверняка вам известно, что одна из работ Васи Ложкина была недавно признана экстремистской. Довольно характерная для нашего времени история. Как вы вообще относитесь к тому, что развелось нынче самопровозглашенных поборников нравственности, которые запрещают картины, фильмы, отменяют концерты, срывают выставки, выигрывают суды в борьбе за духовные скрепы?
Ф.Ч. Я к этому отношусь, скажем так, философски. Потому что в этом обществе ничего уравновешенного не может быть по определению. Когда есть абсолютная, выходящая за грани вседозволенность, как в Европе, где все совсем по-другому, то никак нельзя сказать, что это очень хорошо. С другой стороны, попытки создавать запрещенные списки не могут обойтись без злоупотреблений. Потому что закон – это инструмент, и те, кто этот инструмент используют, обязательно будут злоупотреблять. И это будет очень плохо.
RC: Группе Ноль тридцать лет. Срок большой, и думаю, вполне уместно поговорить о наследии, о месте группы в отечественной рок-музыке. Как вы сами считаете, повлияла ли ваша группа на какие-нибудь коллективы и вообще на наш рок? В частности, ваш очень известный одногорожанин Сергей Шнуров, называет Ноль в числе первых, кто повлиял на Ленинград.
Ф.Ч. Могу сказать, что все-таки группа Ноль была достаточно разноплановым коллективом. Были не только песни типа Школа жизни из серии «водка и ватники». Да, было и такое, но было и не только это. В группе Ноль мы вообще-то изобретали и сочиняли музыку. И, опять–таки, если посмотреть на наши альбомы, то они все разные. Был постоянный поиск. Не было такого, что нашли свою ноту и начали ее постоянно эксплуатировать. Эксперименты проходили от альбома к альбому. Все время. Для меня вот этот путь, он самый правильный. Нельзя стоять на месте. Надо постоянно что-то делать.