Этот год становится определяющим в истории московских прогрессивщиков из Adaen. Перемены в составе, подготовка к выпуску нового альбома, грандиозная краудфандинг-кампания … Об этом и многом другом мы пообщались с бессменным фронтменом группы Валентином Березиным.

Лана Альтерова: Первый вопрос у меня будет о новом альбоме. Я знаю, что какую-то часть песен вы уже играли вживую. Сколько на альбоме будет песен, которые мы ещё не слышали?

Валентин Березин: Новую песню, которую мы никогда не играли на концерте, на альбоме можно будет услышать одну (смеется). Вот так вот. Потому что все-таки в разное время мы играли разные песни, такие как Peine Forte Et Dure и Special Syringe — они уже были сыграны давно. Мы их уже давно придумали, и они просто ждали своего часа. Они так же подпадают под концепцию альбома. Поскольку до этого мы не записывали никаких ЕР и не выпускали синглов, мы решили их объединить и все-таки сделать из них именно полноценный альбом.

Л.А.: Что нового можно ожидать на этом альбоме? Каких-то экспериментов?

Валя: Эксперименты…не могу сказать, что это будет что то кардинально новое. Мы опять будем экспериментировать с так называемой «крупной формой», то есть, с эпиками. Планируется, что на альбоме будет получасовая песня. Может быть добавятся клавиши… Но они уже были раньше, так что это тоже не станет чем-то новым. Ну и будет песня Everybody Wants To Die Like A Hero, которая будет записана хором. То есть, мы планируем привлечь для её записи людей из числа слушателей – это будет такой акцией.

Л.А.: Будет ли объединять все эти песни некий общий концепт?

Валя: Это будет антивоенный альбом с антивоенной лирикой. 90% лирики будет таковой. И скорее всего, такую масштабную антивоенную тематику на этом альбоме мы и закроем. Конечно, мы будем к этому возвращаться, потому что это для нас не пустой звук, но именно такое цельное концептуальное полотно мы выпустим только единожды.

Л.А.: Дальше логично будет поговорить про краудфандинг. Насколько частой является практика краудфандинга альбомов в России и насколько она эффективна? Насколько мне известно, в Америке краудфандинг очень популярен, и с его помощью можно сделать себе немалый задел в продвижении вперёд.

Валя: Я, если честно, не следил за этим раньше. Для нас это первый подобный опыт. Но у наших знакомых есть положительный опыт в этом деле – в том числе и у iamthemorning, которые краудфандингом смогли собрать себе деньги на запись альбома, и не одного.

Л.А.: Но они, как я понимаю, делают это через международный сервис.

Валя: Они делают это через Kickstarter, потому что у них есть аудитория на Западе. У нас аудитории на Западе нет – на нашем Bandcamp купили лишь одну футболку. И то, потому что футболка была красивой (смеется). Или из жалости (смеется). За рубежом это действительно частая практика. Наши друзья из Австралии, группа Alithia, рассказывали, что какие-то их друзья на средства, собранные с краудфандинга, даже организовывали себе мировые туры. То есть они собирали себе деньги на международный тур, что изначально пытались сделать и мы. На тот момент это было не на базе краудфандинговой платформы. Всё было исключительно по собственному желанию без каких-либо ограниченных сроков и конкретных сумм… Ладно, давай я тогда сначала про Индию расскажу.

Л.А.: Подожди, про Индию я хочу отдельно поговорить! Собственно, почему я начала вообще говорить о международных платформах — вы выбрали российскую платформу только потому, что вас, с твоей точки зрения, слушают только в России? Потому что Bandcamp-то всемирный.

Валя: Боюсь, сейчас я могу тебя немного дезинформировать. Общаясь с Марьяной, я понял, что, во-первых, он (kickstarter) рассчитан именно на зарубежных пользователей, а, во-вторых, там какая-то очень хитрая система по выводу денежных средств. У нас был выбор между российским Boomstarter и Планетой. И мы выбрали Планету. Самая главная фишка краудфандинга в том, что на данном этапе в среде российских групп к этому относятся и в ближайшее время будут относиться как к попрошайничеству. На самом деле это не так. Там есть лот — любая сумма без вознаграждения, но в остальном это предпродажи и предзаказ. Таким образом мы можем просто продавать наш мерч и нашу музыку посредством этой краудфанд-платформы, но у нас устоялось мнение, что музыка андерграундных групп продаваться не должна, она должна быть в свободном доступе. Собственно сейчас она у нас и находится в свободном доступе – я считаю, что это хорошо. Нарушилась некая модель – музыка, которая всю жизнь была в свободном доступе, вдруг начала продаваться. Любой альбом все равно будет выложен в Сеть — все знают, что любой альбом любого исполнителя — в том числе и топового зарубежного — можно будет бесплатно послушать в любой момент после выхода, и даже за какое-то количество времени до его выхода. Музыка стала бесплатной.

Интервью | Валентин Березин (Adaen): "Гастрольный тур - это всегда сказка, всегда приключение"

Л.А.: Все равно я думаю, что верные фанаты альбом купят. По крайней мере я так делаю.

Валя: Это понятно. Я имею ввиду, что сейчас бесплатное прослушивание и бесплатное приобретение музыки вошло в привычку. И поэтому то, что коллективы начинают просить слушателей предзаказывать и покупать свои альбомы, для некоторых выглядит как попрошайничество.

Л.А.: Но разве в случае, если ты не наберёшь нужную сумму, все деньги не разойдутся обратно тем людям, что их внесли?

Валя: Там такая система: если мы сейчас набираем половину — то мы можем забрать эту половину за вычетом всех налогов. То есть там останется денег, чтобы напечатать тираж диска. А на запись нового альбома денег мы не наберём. Сейчас мне приходится повсюду говорить, что это не попрошайничество, а предзаказ, но я понимаю, что пока что для слушателей это в новинку. Конечно мне приятно осознавать, что у нас есть… не могу назвать их фанатами… преданные слушатели. Приятно, что они приобретают и предзаказывают альбомы, и что у них есть понимание всей ситуации — что они не просто кидают деньги нам в шапку, а то, что таким образом они делают наш продукт востребованным и поддерживают этим нас. Я вот честно скажу – диск, который продаётся за 700 рублей, можно скачать бесплатно, но покупая его, они понимают, что оказывают нам поддержку, что они делают вклад именно в запись этого альбома. И мне очень отрадно видеть, что среди тех, кто нас слушает, есть такое понимание.

Л.А.: Вы также обещаете своим слушателям какие-то дополнительные ништяки, помимо альбома. Какими они будут?

Валя: Это футболки, альбомы — мы переиздаем наш первый альбом Dancing Metropolis Burial на диске. Ещё был «ништяк», на который мы как бы смотрели через увеличительное стекло — посещение открытой репетиции.

Л.А.: Кстати, планировалось ли на ней что-то особенное? Чем открытая репетиция отличается от закрытой?

Валя: Это будет что-то вроде мини-квартирника на уютной репетиционной базе, где мы можем рассадить от 10 человек. Как только найдём более-менее компромиссное время для всех, мы устроим первую открытую репетицию. Мы проведём её до конца компании, даже если деньги вернутся. Собираемся отснять видео и показать, как это происходит и какая там атмосфера. Лот стал интересен, его заказывают больше, чем любые другие лоты.

Л.А.: Почему бы и нет – это хороший способ провести вечер. Я хотела спросить тебя про нового барабанщика. Как вы его нашли, выбирали ли из нескольких кандидатур, или это старый друг группы?

Валя: Так получилось, что в феврале мы все собрались и приняли решение, что наши с Андреем пути расходятся. Мы встретились все вместе, всё обсудили, без каких-либо ссор, мы абсолютно по-дружески разошлись и прекрасно общаемся. И мы стали искать себе нового барабанщика. Ясное дело, что барабанщик нам нужен был с хорошим серьезным уровнем, и такого барабанщика, конечно же, найти сложно. Барабанщика вообще найти сложно, потому что хороший музыкант должен что делать?

Л.А.: Уметь играть?

Валя: Работать! И он должен работать у артиста. Что такое работа у артиста? Работа у артиста это значит, что твоя творческая работа может в любую секунду пойти по п***е. В итоге мы нашли барабанщика. Это Лёня Никонов. В прошлом он уже записал с нами два альбома — мы привлекали его как сессионного участника, когда у нас в составе не было барабанщика. От него требовалось записать альбом, оказать нам сессионную помощь, и на этом расстаться в плане творческой деятельности, до какого-то следующего момента. Момент настал — нам нужно записывать новый альбом, мы сделали ему предложение, а он с радостью согласился поучаствовать. Он знал о том, что у нас нет постоянного барабанщика. Во время репетиций мы с ним поговорили и сделали окончательное предложение. Наверное, сама судьба давно нам говорила о том, что нужно полноценно играть вместе в группе. 26 июня у нас прошёл первый концерт с Лёней. До этого мы с ним практически никогда на одной сцене не выступали, кроме одного гостевого участия.

Л.А.: Слон по-прежнему принимает участие в ваших шоу? Будет ли он на новых концертах? И что ещё нового мы увидим на них, помимо нового барабанщика?

Валя: Да мы надеемся, что он будет принимать участие. Вообще это тяжелый вопрос насчёт слона – постоянного слона у нас как не было, так и нет. Нас просто выручал человек, который не может это совмещать на постоянной основе. Он сам актёр, но нарушая свои графики, помог-таки нам.

Л.А.: А какова в целом концепция участия этого слона в ваших концертах? Какова его роль в Adaen?

Валя: Он должен стать целостным персонажем выступления. У него есть своя роль: он обыгрывает наши песни определёнными жестами. С его помощью мы более театрально обрисовываем каждую песню. Движениями, манерой поведения, образами и всеми остальными частями своего перформанса слон визуализирует посыл песен. Правда, это ещё не до конца срослось с лирикой и идеями композиций.

Интервью | Валентин Березин (Adaen): "Гастрольный тур - это всегда сказка, всегда приключение"

Л.А.: Расскажи, что случилось с туром по Индии.

Валя: Тур по Индии… Сначала я хочу выразить большую благодарность всем тем, кто был к этому неравнодушен, кто помогал нам средствами, кто приходил нас поддерживать на огромный концерт — там действительно собралось много народу, и там мы действительно сняли промо. Это промо мы можем демонстрировать всем промоутерам, оно доказывает, что мы можем и людей собирать на концерты, и проводить большие и длительные сольные выступления, и что у нас есть наш человек-слон, и что у нас есть театрализованное шоу – в общем, мы уже практически как взрослые. Всем огромное спасибо. К сожалению, с туром по Индии не получилось по причине его организации. У нас уже были забукированы фестивали, достаточно крупные фестивали, в которых мы должны были участвовать. Мы должны были играть на больших фестивалях с группами такого уровня как Tides From Nebula и Dead Letter Circus. То есть мы должны были быть хэдлайнерами фестиваля вместе с этими командами. Но в конечном итоге там что-то пошло не так, что-то не получилось, фестиваль перенесся, потом ещё и группы начали слетать… В общем, очень непонятная и мутная ситуация.

Л.А.: То есть, виноваты были какие-то индийские организаторы?

Валя: Да. У нас уже были готовы и приглашения, и вообще все на свете.

Л.А.: Иными словами, у вас уже было все закончено и решено?

Валя: Да у нас было практически все решено. Нам оставалось только оплатить себе перелёт, отправиться туда и сыграть. Но к сожалению, всего этого не получилось.

Л.А.: А разве это не говорит о том, что будет шанс повторить это ещё раз?

Валя: Скорее всего, скорее всего.

Л.А.: И это куда лучше, чем если бы всё не получалось с самого начала.

Валя: Конечно. Судьба денег, которые мы на эти гастроли собрали, такова: сначала мы хотели устроить на эти средства тур по Европе, который должен был пройти в мае. Мы его не афишировали и не анонсировали, потому что там ещё на этапе формирования начали возникать какие-то проблемы с организацией. Этого тоже не получилось просто потому, что в данной ситуации очень непрофессионально повели себя организаторы, букеры и менеджеры тура. И теперь эти деньги также пойдут на запись нашего нового альбома. Сейчас все, каждая копейка идёт туда. Потому что записью альбома ещё ничто не закончится: есть ещё сведение, мастеринг, и ещё потребуются средства, которые нужно вложить в продвижение.

Л.А.: Не думали о том что бы попытать счастья, послав какой-нибудь свой материал на лейбл? Таким образом вы могли бы решить все организационные проблемы.

Валя: Мы обязательно будем это делать, как только у нас появится хотя бы первый сингл с нового альбома и какие-то демо-записи. Старый материал мы уже рассылали по лейблам, но пока ответов не получили. Все равно мы будем стараться что то делать — мы не сидим на месте, и каждый день мы контактируем с разными менеджментами и лейблами.

Интервью | Валентин Березин (Adaen): "Гастрольный тур - это всегда сказка, всегда приключение"

Л.А.: Не так давно ты турил по Китаю с другим коллективом. Был ли у тебя до этого опыт тура по другой стране – есть ли, с чем тебе сравнивать гастроли в Китае? И в целом, какие особенности этих гастролей ты мог бы отметить?

Валя:Ну мы турили по Украине. Во-первых, тур — это всегда сказка, где бы он ни проходил. По городам России, по городам Украины, по Белоруссии, по Китаю — это всегда сказка, потому что это всегда приключение. Это две твои любимые вещи, которые ты делаешь — ты путешествуешь и ты играешь музыку. У тебя есть цель — ты не просто путешествуешь ради того что бы путешествовать, мочить селфаки на фоне Сикстинской Капеллы или «а я тут в Праге — вот мост, а вот я жру пиво и сосиски» — у тебя все-таки есть цель.

Л.А.: Ну и опять же, благодаря тому что играешь в другой стране, ты лучше чувствуешь людей, которые там живут. Ведь просто путешествуя, ты практически не общаешься с местными жителями, кроме тех, кто работают в отеле или кафе.

Валя: В первую очередь, ты выносишь свою музыку в другую страну, в другую культуру. Ты все равно что на другой планете. Это чувствуется везде — даже в другом городе. Даже в Москве, Туле или Санкт-Петербурге — разница есть, и это прекрасно. В Китае был тур с группой Paskura. Мы туда попали вместе с Андреем, нашим бывшим барабанщиком. Так получилось, что к моменту отправления их гитарист и барабанщик стали невыездными: у гитариста должен был родиться ребёнок, а барабанщик не успел сделать загранпаспорт. Мы отрепетировали программу. Поехали. Менеджер, который устраивал нам тур, просто золотой человек во всех отношениях. Он принял нас на высшем уровне и мы чувствовали себя… ну не скажу, что рок-звездами, но отношение к нам было наипрекраснейшее. Он удовлетворял наши потребности даже больше чем нужно. То есть, нам не пришлось спать на полу и пить воду — хотя нам было нужно только это. Нам предоставили и жильё, и еду – всё было просто замечательно. Он был нашим тур-менеджером — от аэропорта в Гонконге до аэропорта в Пекине он с нами был 24 часа в сутки. И плюс с ним была девушка, тоже сотрудница его лейбла, на котором подписана Paskura, которая вела фото/видео отчёт. ПО итогам всех гастролей она потом смонтировала десятиминутное видео. Она выполняла просто супер-работу. Вот представь: мы в Гонконге, она за нами следует по пятам прямо с самого отеля, когда мы встаём и идём гулять. Концерт, на который пришло 18 человек, она сняла так, что мы словно выступили в каком-то суперклубе – правда, мы на самом деле выступали в суперклубе, потому что через месяц там должна была выступать Asking Alexandria. Понятное дело, что мы его не заполнили даже на одну восьмую. Она отсняла этот концерт, улетела из Гонконга в Пекин, зашла в квартиру, все это смонтировала — с четырёх часов дня до четырёх ночи она это монтировала — потом села на ночной самолёт и прилетела к нам в следующий город — Ханчжоу… Вот я рассказал про работу Тони – нашего тур-менеджера — и этой девушки. Это просто невероятно самоотверженные люди, которые грудью бросаются на амбразуру, которые любят свою группу, защищают её, всё предоставляют, делают всё лучше всех. Нам даже организовали на улице акустический концерт, чтобы мы привлекали народ. Это просто замечательно То есть мы сели прям рядом с клубом и начали играть среди людей. Конечно, в Китае человек европейской внешности сразу сам по себе привлекает внимание, просто появившись на улице. Андрей со своей прической был в объективах камер и телефонов всегда, с ним сфотографировались все, даже не зная, кто он. Люди там открытые и проникающиеся музыкой. Ну вот в Ханчжоу были своеобразные люди — они даже не хлопали нам, а просто стояли. Но, видимо, такое у них в порядке вещей. Оборудование в каждом клубе было просто высочайшего уровня — у нас нигде не было никаких проблем по технической части. В Шанхае, например, был пульт Midas. В общем, мы по пяти городам пропутешествовали. Самым любимым для меня оказался Гуанчжоу — это замечательный город. Очень контрастный. Провинциальный город с населением в 20 000 000 человек. Очень контрастный город — мне он очень понравился. То есть там вокруг тебя все эти неоновые рекламы, небоскребы… А сворачиваешь с улицы, и попадаешь в дикие трущобы.

Л.А.: В Гонконге точно так же.

Валя: Ну… Да. Да-да-да. Но там это ярче выражено. Так что, в Китае нам, конечно, понравилось. Там мы познакомились с Тони, он заинтересовался нашей музыкой, и Тони с недавних пор стал международным менеджером Adaen. Сейчас как только у нас появятся какие-то записи или видео, мы тут же всё пошлём ему.

Л.А.: И у меня остался последний вопрос. Самый интересный, по твоему мнению, релиз 2016 года. Что-нибудь новое слушал?

Валя: А альбом Дэвида Боуи (BlackStar, прим. ред) в 2016 вышел? Тогда он.

 

Двадцатого июля Adaen играют специальный концерт в московском клубе «Лес». Он состоится в память Кости Калкатинова. Все средства, собранные с продажи билетов, будут переведены семье Константина – барабанщика, игравшего в нескольких столичных группах — в качестве материальной поддержки. В течение нескольких лет Константин боролся с тяжелой и крайне редкой формой рака – «меланомой хориоидеи правого глаза». 8 июля его не стало.

Автор: Лана Альтерова. Под редакцией Ивана Балашова