Вечером 16 октября в питерском Космонавте было не протолкнуться — послушать SunSay собрались не только фанаты сольного творчества Андрея Запорожца, но и 5`nizza (в полку которых после нашумевшего летнего реньюниона, надо сказать, прибыло).
Но нам повезло — пока у “ямы” скапливались и завистливо поглядывали в нашу сторону представители женской половины поклонников, мы с Андреем разговаривали на уединенном балконе с видом на площадку. А про что?
Про «Лучший город на Земле»
Rock Cult: Ты сейчас очень много времени проводишь в Питере. Что тебя здесь удерживает? Город вдохновляет сам по себе? Или его люди?
Андрей «Sun» Запорожец: Питер для меня особенный город. Мне здесь хорошо творить, хорошо придумывать, хорошо реализовывать — поэтому я здесь так часто бываю и иногда остаюсь на продолжительное время.
RC: А есть кто-то по-настоящему питерский, кто тебя вдохновляет?
Sun: Здесь очень много людей, которых я уважаю, музыку которых я слушаю, и с которыми мне интересно пересекаться и общаться. С Женей Федоровым, Андреем Алякринским, с которым мы недавно записывались, группой Markscheider Kunst — это наши друзья, но из-за гастролей редко получается видеться, иногда встречаю Рубля из Психеи на улице Рубинштейна, вижусь с Билли из Billy’s Band …
RC: Ходишь к нему в «Шляпу»?
Sun: Пару раз заходил, да.
RC: А есть какие-нибудь специфические питерские места, которые всегда являются обязательной частью твоей программы пребывания в Питере?
Sun: Мне нравится просто бродить по центру: хожу, всматриваюсь в детали и открываю для себя что-то новое, чувствую себя туристом, особенно в солнечные дни, которых так мало. Но когда здесь светит солнце, Питер — лучший город на Земле.
Про творчество
RC: Ты шеришь много интересной музыки на своих страничках в соцсетях. А есть какие-нибудь молодые или просто амбициозные проекты, которые ты мог бы порекомендовать послушать?
Sun: Например, Long Arm — он делает интересную музыку, которую я действительно слушаю, несколько раз был на его концертах в Харькове. Еще Тося Чайкина очень радует, я действительно верю в нее, она талантливая и ее ждет блестящее будущее. Наверное, кого-то еще забыл…
RC: В твоем репертуаре есть песни на разных языках: и на русском, и на английском, и на родном украинском. Что определяет выбор?
Sun: Раньше выбор был спонтанным, а сейчас я уже стал задумываться. В момент рождения песни существует только мелодия, а потом ты уже сам решаешь, на каком языке она будет. В конце концов, ее можно и перевести. Но я не вижу смысла, например, в выступлениях на английском в России. 1-2 песни в программе — это не страшно, но вот весь репертуар переводить — какой в этом смысл?
В нашем языке есть свой колорит. Наша музыка и так звучит очень “по-западному”, а язык придает ей уникальности, индивидуальности. Но я люблю петь на английском, а сочинять на нем из-за мелодики языка иногда даже проще. Если поеду выступать за рубеж, то буду, безусловно, больше петь на английском — для тех, кто понимает.
RC: Есть ли у твоего творчества какие-нибудь базисы, «три кита»? То, без чего ты не можешь творить и развиваться?
Sun: Нет. Ну какие еще базисы? (смеется) Сегодня так, а завтра по-другому: уцепился за что-нибудь, и сегодня это помогает, а завтра уже мешает, сегодня работает, а завтра — нет.
Вот сейчас что? Например, шел очень быстро сейчас пешком на саундчек. Вокруг — куча людей, и всех колбасит сильно, и меня тоже, причем еще интенсивнее, чем раньше. От чего это? От моей чувствительности. Она иногда слабеет, я вместе с ней засыпаю, и как будто все хорошо. Но только как будто. Потому что откроешься немного миру, почувствуешь, что всех колбасит — и тебя самого начинает, потому что нет отдельно «меня» и «других», а чем больше человек открыт — тем больше он чувствителен. А без этого и нет никакого пути, никакого творчества. Но надо быть очень спокойным, чтобы эту свою чувствительность защитить.
RC: А кто для тебя самого в творчестве является главным критиком? К чьим советам ты прислушиваешься и чьего мнения спрашиваешь в первую очередь?
Sun: Что-то сырое, какие-то недоделанные вещи я очень редко ставлю очень близким друзьям, но только когда уже есть какое-то демо, где можно что-то разобрать. Я сам себе критик, на самом деле, иногда даже чрезмерно жесткий. Но с этим все как раз в порядке, хотелось бы еще научиться видеть, а что же дальше, — вот этого не хватает.
Про духовный поиск
RC: Расскажи об этом подробнее: ты видишь это «дальше» как просто развитие или то, к чему хочется прийти в итоге, какая-то цель?
Sun: Цель очень простая: мне хочется делать что-то простое, глубокое и понятное для людей. А вот на сколько это удается — судить не мне. Я делаю то, что могу, результат несовершенен, что-то получается хорошо, а что-то плохо. Если начать с чем-то сравнивать, то можно уйти в крайность: что-то излишне превознести, а что-то уничтожить. Оценка, в сущности, не имеет значения, ты просто делаешь то, что умеешь. Иногда что-то перевешивает в важности, и становится тяжело, но я стараюсь справляться.
RC: Ты все время находишься в духовном поиске — кстати, твои мысли на этот счет всегда очень вдохновляют, спасибо. А видишь ли ты «конец»? Что там, просветление? Обретет ли твое творчество новую форму или ты оставишь его вовсе?
Sun: Что бы я не сказал, каким бы именем не назвал, я все равно не смогу это выразить. Я не знаю. Я как ребенок в этом плане, потому что когда ты открыт и чего-то не знаешь — это самое прекрасное состояние. Думаю, что какого-то финиша, где будет «стоп», не будет никогда. В жизни есть разные этапы, но судить об этапах, которые пока где-то далеко, высоко, и которых ты пока вообще не видишь — это глупо. Я могу говорить только о том, кто я сейчас, и на что я направлен.
RC: Есть такое спорное высказывание, что сильным сильный человек может быть только тогда, когда он один. Что все гуру, кумиры, вдохновители — все, кто способен объединять и вести за собой людей, — они должны быть обязательно одиночками. Ты согласен?
Sun: На самом деле все люди — одиночки; нам просто иногда кажется, что мы “срослись” с кем-то. Мы сами по себе, но в то же время мы вместе, и это не есть противоречие, а скорее как матрешка. Невозможно понять умом, но с этим просто приходится жить…
Про планы на будущее
RC: Новый материал для SunSay, реньюнионы 5`nizza… На что-нибудь еще хватает времени?
Sun: Нет, даже на них полноценно времени не хватает! (смеется) Мало очень времени, хотелось бы больше, да нет более того, что дано.
RC: Реньюнион 5`nizza вызвал бурную реакцию, было ощущение, что это то, что прямо вот необходимо было людям. А как твое настроение после? Ностальгируешь? И самое главное — а что дальше?
Sun: Нет, ностальгировать — это жить в прошлом, это не про меня. По-моему, все прошло классно, мы остались довольны, есть идеи новых песен. Планируем сыграть еще несколько концертов.
RC: А в Питере?
Sun: Думаю, да, возможно, этой весной.
RC: То есть, этот камбек долгосрочный?
Sun: Не хочу предсказывать.
RC: Как поменялись ваши с Сергеем творческие отношения за эти почти 10 лет? Творите на одной волне, как и раньше?
Sun: Времени раньше было больше! Мы нихрена не делали, просто гуляли, тусовались, а сейчас приходится все делать быстро, “по-взрослому”, выкраивая небольшие промежутки времени. Отношения скорее упростились, потому что никто ни на кого не давит: каждый занимается своими делами, а иногда мы собираемся и делаем что-то вместе, получая от этого немалое удовольствие, хотя в организационном плане бывает сложновато.
RC: В одном из интервью последних лет ты говорил о перспективах записи англоязычной пластинки. Слухи?
Sun: Это должно было произойти, но уже не произошло, и я от этой идеи отказался. Скорее мы запишем смешанный альбом.
RC: То есть грядет новый альбом?
Sun: Да, этой весной. А у 5`nizza, возможно, выйдет еще сингл.
«Все, чего мы хотим, чтобы было всем весело»
RC: Готовите что-нибудь особенное для сегодняшнего питерского концерта?
Sun: Да! У нас несколько премьер сегодня, да и в целом общее звучание будет несколько другим — у нас появился новый гитарист, который замечательно играет фанк, мы вернулись к барабанам и басу, но само по себе звучание не утяжелилось. Все будет танцевально, легко, я надеюсь, что всем будет весело, и все будут танцевать…