Имя Андрея Тропилло знакомо всем любителям отечественного рок-н-ролла не понаслышке. Звукорежиссер, продюсер, музыкальный издатель, музыкант – он до сих пор является одной из ключевых фигур в мире российской рок-музыки. С помощью Андрея Владимировича были записаны пластинки, составляющие золотой фонд русского рока – Маленький принц (ДК), Синий альбом, Табу (Аквариум); Начальник Камчатки, 45, Ночь (Кино); Дым, Танец Волка (Пикник); Энергия (Алиса); Белая Полоса, Вчера и позавчера в уездном городе N (Зоопарк). Вклад Тропилло в отечественную музыку поистине неоценим. Сегодня легендарный звукорежиссер и продюсер решил всерьёз заняться наследием Майка Науменко и группы Зоопарк. Вместе с музыкантами легендарного Зоопарка, Тропилло записал альбом LX in Rock. Пластинка намерена вернуть современные рок-течения к истинным корням рок-н-ролла и подчеркнуть исключительность песен Майка Науменко.j
Одним тёплым петербургским вечером корреспонденты Rockcult.ru встретились с Андреем Тропилло и музыкантами Зоопарка – гитаристом Александром Храбуновым и барабанщиком Валерием Кириловым. Занимательная беседа о рок-музыке, звукозаписи, музыкальной индустрии, социальных сетях и дальнейших планах музыкантов проходила в уютной домашней обстановке.
Роккульт: С чего началось Ваше знакомство с рок-музыкой?
Андрей Тропилло (А.Т.): Всё началось ещё в детстве. Моя сестра была замужем за иностранцем, и он приносил нам массу пластинок. Моей первой записью была The Rolling Stones As Tears Go By. Потом появились пластинки таких групп, как Спутник, The Kinks, The Animals и так далее. Я рос, слушая хорошую музыку. Позже стал учиться. Импульсом для игры на гитаре послужил Миша Боярский, с которым мы дружили, и летом ездили в Карелию отдыхать, где он играл мне постоянно. Я тогда перешёл из 9 в 10 класс. Мне так понравилась его игра, что я решил сам научиться. Обучение шло быстро, потому что мне нравилось, и уже через год я играл практически в объёме музыкальной школы. Потом начался период, когда я стал проводить подпольные концерты, и на одном из моих фестивалей я познакомился с группой Машина Времени. Они играли у меня за 11 рублей, представляете? Тогда я впервые понял, что, оказывается, музыка может цеплять и может быть простым «объяснителем» обычным людям того, что происходит.
Роккульт: Помните ли Вы свой первый подпольный концерт?
А.Т.: Первый не помню, но, когда познакомился с группой Машина Времени, помню. Почему я говорю о них? Да потому, что они приносили мне деньги (смеётся). Моим первым концертом был трёхдневный фестиваль в клубе Вагоностроительного завода им. 25-летия Октября на улице Крупской, а последний концерт, опять же группы Машина Времени, в Доме Культуры Петродворца. За этот концерт я сумел заработать огромные по тем временам деньги — 1600 рублей.
Роккульт: С какими трудностями приходилось справляться на первых порах?
А.Т.: Трудности всегда были с деньгами. Чтобы записать пластинку нужны деньги. Но я их решал, проводя подпольные концерты. Рисковал, конечно, но что было делать.
Роккульт: Как обстояли дела с литературой по звукорежиссерскому делу в СССР? Было ли что-то категорически необходимое из западных трудов, что не издавалось в стране? И насколько охотно профессиональные звукорежиссёры делились своими секретами с подпольной генерацией?
А.Т.: Хорошей литературы ни тогда не было, ни сейчас толком нет. Я самостоятельно изучал предмет — больше теорию, к примеру, стереофонию. Помню, что первая книжка, которая мне попалась тогда, была «Звук и изображение в телевидении» английского автора, одного из директоров BBC. Хорошее издание, но там очень мало описывался сам процесс звукозаписи. Найти какие-то указания было очень сложно. Потом уже, позже, году к 1982 мне попалась книга одного чеха, который описывал приёмы звукозаписи более конкретно. Но, в принципе, всему, чему я научился, я научился сам. Я ходил на «Мелодию», смотрел, как они делают записи. Каким-то вещам меня подучил Виктор Динов, который сегодня является профессором в институте киноинженеров. Я перенял его технологию записи с наложениями. Мои первые записи были сделаны именно с помощью этого принципа.
Александр Храбунов (А.Х.): На мой взгляд, принцип наложения давал звучание лучше, чем многоканалка. При наложении количество дублей было ограничено, и коллектив должен был всё играть живьем, чтобы потом это всё наложить друг на друга. А многоканалка, это как сегодня — берёшь любой аудиоредактор и до бесконечности брякаешь, поёшь, перепеваешь. Жизнь и энергетика от этого теряется.
Роккульт: Как дела у современной рок-музыки?
А.Т.: Дела очень плохи. Надо начинать всё сначала. Для меня рок-н-ролл всегда был не просто музыкой. Это был мост, который соединял западную культуру и нашу, и я этот мост всегда строил. И пока эта музыка была мостом, пока она соединяла наших музыкантов с западными, пока наши копировали игру своих зарубежных коллег, всё было хорошо. Но когда вдруг отечественные музыканты стали слушать то, что сделал я и то, что сделали другие, когда стали переигрывать друг друга на хороших музыкальных инструментах, то получился «говнорок». На Западе умеют делать хорошую и качественную музыку, потому что их культура этому способствует. Мы не прошли этот культурный материал, но сказали, что прошли. Как самозванцы, как будто у нас всё хорошо, мы всё умеем. Но вот оказалось, что не умеем, оказалось, что надо было дальше слушать западную музыку, дальше всё делать как они, а не почить на лаврах. Кроме того, пришёл Господин «Деньги» на сцену. И если раньше делали музыку, то сейчас стали делать деньги, а это уже полный конец, апокалипсис, если хотите. Именно «деньги» — главная причина разрушения рок-н-рольной структуры в стране. В общем сегодня нужно начинать всё сначала. У нас есть неплохие группы, неплохой базис. Из московских групп, например, Гарик Сукачев играет хорошо, у нас, в Петербурге, весьма неплохи старые группы. Но все они играют старый репертуар, нового ничего нет.
А.Х.: Есть техническая сторона, когда человек берёт гитару и начинает играть, но в конечном итоге для того, чтобы двигаться дальше, заинтересовать человека, нужно сделать что-то такое, что не просто состоит из одной техники.
Роккульт: Музыкальная индустрия очень изменилась за последнее время. Сегодня слушатель выбирает композицию, которая ему понравилась и скачивает её с интернета, немногие готовы платить ITunes, чтобы приобрести песню. Пиратство процветает. Как Вы относитесь к этому?
А.Х.: Всё зависит от того, что человек ставит во главу угла. Если он ставит себе целью заработать капусты, то он с этими скачиваниями будет бегать и кричать, что меня обидели. Это один вариант. Но с другой стороны трудно, например, обвинить и требовать полного бескорыстия. К сожалению, чтобы что-то записать, требуется оборудование, студия, инструменты, и поэтому получаются вот такие весы. Вроде бы и не жалко, но денег на запись тратится много.
А.Т.: Никакой музыкальной индустрии в нашей стране сейчас нет, она разрушена полностью. Сейчас есть только громкие имена, на которых зарабатывают все, кому не лень. Берут готовое и присасываются. Ничего нового предложить они не могут, не умеют и не хотят предлагать. Поэтому о какой музыкальной индустрии может идти речь вообще?!
Роккульт: Сейчас можно записать всё, что угодно, и выложить на Youtube, в группы в социальных сетях. Прославиться стало куда проще.
А.Т.: Всё верно. Но человек чаще всего воспринимает музыку примитивную. Чтобы услышать что-то интересное, надо слушать. Всю свою любимую музыку я воспринимал с 9-10 прослушивания и никогда раньше. Если мне что-то нравилось с первого-второго раза, то это была туфта, фейк, которое я потом не слушал никогда. Потому что человек так устроен, что он должен послушать музыку и сказать, что ему нравится. В этом случае человек готов и его голова подготовлена для восприятия. А у нас народ очень низко культурный. Нам всегда говорили: «Великая русская культура». Но её не было. Была тончайшая культурная прослойка интеллигенции в 19 веке и в 20. А народ-то в массе своей бухал и всё. И что мы хотим сегодня?
Роккульт: Есть ли смысл вести группы в социальных сетях?
Валерий Кирилов (В.К.): Во главу угла нужно поставить задачи существования группы. К примеру наша группа ВКонтакте – Ценители Группы Зоопарк. Когда я пришёл, группа была уже достаточно большая, но вялая. Сейчас в ней состоит больше восьми тысяч человек, когда я пришёл, было четыре. Я подумал, что не буду ничего объяснять, выяснять, а буду просто заниматься образовательной деятельностью. Вот, к примеру, человек пишет — А Майк любил смотреть футбол? Я пишу – Да, он ходил в таких-то годах на такой-то стадион. Люди читают и говорят — спасибо. Но, конечно, находятся и такие, кому интересны другие вопросы.
Роккульт: Какой контингент в группе?
В.К.: Контингент разный. Это видно по вопросам. Тех, кто постарше, интересуют вопросы поинтереснее, посерьёзнее, скажем так. Есть такие лопухи, которые заходят поругаться. Но, к сожалению, не туда они заходят (смеется). Разные люди есть, было бы плохо, если бы приходили однотипные персонажи.
Роккульт: Как возникла идея реанимировать Зоопарк?
А.Х.: В прошлом году был концерт памяти Майка, и Андрей Владимирович ко мне обратился с просьбой поучаствовать, но я ответил, что я не хочу. Потом посидел, подумал и вспомнил, что заслуги Андрея Владимировича перед группой Зоопарк очень велики и решил, что надо помочь. Взял себя в руки и сделал то, что получилось. Мы собрали группу, и я их подогнал под формат группы Зоопарк.
А.Т.: 29 августа прошлого года в клубе Jagger мы сыграли концерт памяти Майка. Идея родилась очень давно. Вот смотрите, почему есть такой феномен — Виктор Цой? Я могу сказать, что музыкант он был, откровенно говоря, не очень сильный, но то, что он был талантливый, и что имеется феномен Цоя — совершенно точно. Народу это всё очень нравится. И сегодня, когда появляются различные группы по типу Виктора, я подумал, что Майку тоже надо отдать должное. Песни-то он писал, на мой взгляд, куда более для меня близкие и интересные. Я подумал, что надо восстановить группу и предложил клубу Jagger сделать день памяти Майка в день его смерти — 29 августа. Они согласились. Тогда я уже пел немного песни Майка вместе с группой Три Толстяка. Но, конечно, это было далеко от оригинала. И вот, совместная работа с Александром Храбуновым показала, что есть совсем другой уровень, есть куда стремиться.
А.Х.: Конечно, это не выглядело так, как будто я свалился с небес, и это всё за один день было сделано. В состав были приглашены Наиль Кадыров и барабанщик Лёша Соколов, с которыми я играл. Мы были знакомы, и это мне позволило буквально за одну репетицию сделать хорошую программу.
А.Т.: Да, был ещё один интересный момент. На концерте 29 августа 2014 года я из публики просто вызвал молодого человека, который у нас сейчас на гитаре играет – Даврон Мамадалиев. Поэтому позже, когда я решил воссоздать группу Зоопарк Андрея Тропилло я позвал Наиля Кадырова, Соколова, с которым я познакомился ещё в Трёх Толстяках, и вот Даврона, которого нашли на концерте.
Роккульт: То есть Вы просто вызвали его на сцену из толпы?
А.Т.: Да, всё очень просто. Была одна песня, слов которой никто не помнил. А на концерт пришёл один мой приятель с другом и говорит мне, что его знакомый знает очень хорошо песни Майка. Я говорю, давай, иди сюда. Он показал, как он считает нужно играть, и я предложил ему спеть Буги Вуги Каждый День. Даврон спел эту песню прямо там, на концерте. Так он и остался. Ещё у меня был один коллектив — Лимита, там играл Сергей Евсюткин, которого я позвал на гитару, потому что мне сразу сказал Саша Храбунов, что полноценным участником группы не станет, а будет приглашённым музыкантом. Так и сложилась группа.
А.Х.: Я просто не разделяю основную концепцию.
А.Т.: Конечно та музыка, которая делается в присутствии мэтра, она сильно отличается от того, что делают современные музыканты. Удивительно то, что, когда я реши всё-таки записать альбом, это было провидение, если хотите. Мы писали все эти болванки на раз, с одного дубля. Мелодию я придумывал прямо из головы, они тут же сделали риф. Но самое интересное, то, что потом, когда стали играть — всё попало! Всё совпало — брейки на нужных местах, все хорошо. Объяснить это невозможно. Провидение на лицо, абсолютно!
А.Х.: Могу сказать, что когда Андрей Владимирович решил записать этот альбом, то я отказался участвовать в записи. Начальным условием было то, что я приду только на одну смену. Смена длится около четырёх-пяти часов. Вот я и должен был прийти записать то, что получится за этот промежуток времени и всё. Но та болванка, которую они записали без меня была страшным безобразием (смеётся). Это меня и затащило. На хорошей болванке гитаристу писать легко. А эти были совсем не фонтан. Они были лишены идейности. Привлекло то, что из ничего нужно сделать было что-то. Вот этим мы несколько недель и занимались.
А.Т.: Удивительно то, что мы сделали пластинку за рекордный срок. За два месяца был записан полноценный альбом — 16 песен. Плюс мы его выпустили в свет и даже сделали презентацию. Это фантастика! Всё было сыграно максимум со второго дубля.
А.Х.: Одна из причин, почему я продолжил участие в записи следующая — мы записали одну песню, выложили её в сеть, и тут же полились возмутительные комментарии. Это вызвало ответную реакцию. Но просто плевать грязью, необоснованно, не слушая практически ничего — глупо. Я называю это ортодоксальным болотом — болото, которое тормозит развитие, не дает продвигаться музыке дальше. Болото тянет обратно всё новое — вот бери старый аккорд, а не новый. Привычный подавай. А новому не дают развиваться. Если бы похвалили, то я отвалился бы сразу, на первом этапе. Есть еще один момент, связанный с ортодоксальным болотом — оно с радостью воспринимает то, что очень похоже и сыграно как было когда-то. Мне реанимировать звук Зоопарка как не фиг делать. Сделаю это, и все радостно захлопают в ладоши. Но это не интересно. Поэтому я ни в каких проектах не участвовал.
Роккульт: То есть общественность плохо отреагировала?
В.К: Да, я нарезал живое выступление Андрея на радио Фонтанка от 18 июня и выложил Вконтакте и в Facebook. Мне было интересно, что из этого выйдет. Были чудовищные ругательные отзывы. Смотрю, что все ругают. Я подумал тогда, что всё как обычно у нас – поругают, а потом привыкнут. В группе Вконтакте тогда такая активность поднялась, было интересно. У нас запрещено ругаться матом, но тогда это никого не сдерживало. Очень живо, очень!
Роккульт: Какие у Вас планы после концерта?
А.Т.: Всё просто — восстановить группу Зоопарк. Почему концерт 31 числа называется Майк Alive, потому, что Майк жив. То, что мы сделали показывает, что музыкальный материал Майка был недостаточно развит. Мы сейчас чествуем Майка на современном уровне. Цель — играть Майка по всей стране, оживить его. Мы собираемся ехать в ноябре на 30-летие Калининградского рок-клуба, куда нас пригласили, а потом в декабре планируем тур по Сибири. Хочу оживить Майка, поскольку его наследие — классное.
А.Х.: Возьмём ещё во внимание молодёжь, то есть тех, кто песен Майка не слышал. Восстановление группы — правильное решение, думаю, что может появиться новый слушатель.
Роккульт: Напоследок хотелось бы спросить: вне музыки чем Вы живёте? Что читаете, что смотрите, что слушаете?
А.Х.: Слушаю всё, что попадётся. Моя любовь — это рок 70-х. Очень нравятся инди-группы. Кого-то выделить не могу, бывает одна песня у команды есть хитовая, а всё остальное — хлам. А читаю в основном желтую литературу, потому что много времени провожу в поездах, а там на полке серьёзное что-то нереально читать. Кино вот российское больше привлекает.
А.Т.: Кино я не очень люблю, потому что у меня мама в детстве была одно время директором двух кинотеатров. Я этого кино насмотрелся (смеётся), да и отношусь к данному виду искусства я достаточно похабно. Но вот одно из последних «Gravity» — понравилось мне. Музыку слушаю очень разную, в том числе ту, что на Западе сейчас называют винтажной, это когда пишут на манер 70-х. Из любимых, пожалуй, Damage Control, Led Zeppelin, The Beatles, The Rolling Stones.
Беседовали: Роланд Савьен, Яна Квятковская, Алексей Медведь.