В октябре одни из самых ярких представителей российской фолк-метал сцены, московская группа Калевала дадут большой сольный концерт в клубе Rock House, в котором они отметят свое семилетие. Как оказалось, успех группы заключается не только в таланте музыкантов, но в упорной и непрестанной работе, в которой каждый день расписан буквально по минутам. На днях музыканты выступили на крупнейшем байк-фестивале Беларуси, у них за плечами уже 5 альбомов и выступление на Красной площади – и ребята совсем не собираются останавливаться на достигнутом. О том, как стать рок-звездой в самые краткие сроки и какой инструмент выбрать для акустических концертов, редакции Rockcult поведал гитарист и основатель группы Никита Андриянов.

Почему группа называется «Калевала»? Это же финно-угорский эпос, а лирика группы в основном славянская.

Мы хотели назвать группу «ВИАГРА», но потом узнали, что такая группа уже существует. И решили: ну, ладно, сойдет и Калевала. (Смеется) На самом деле, у нашей вокалистки финские корни, ее бабушка родом из Финляндии. Плюс Ксюша – культуролог, и она всегда интересовалась народной культурой в целом. Да и название нам тоже очень понравилось.

Почему вы решили писать тексты и музыку с фольклорной тематикой?

Мы изначально были нацелены на фольклорную музыку, в которой присутствует и балалайка, и аккордеон. Фолк-метал подразумевает не обычные рок-н-рольные тексты, а определенную тематику. Но мы не ставим себя в определенные рамки: где-то в песнях могут проскакивать бытовые моменты.
Начали играть мы достаточно давно, еще в группе «Невидь», из которой с Ксюшей ушли и создали Калевалу. Фолком я заинтересовался, услышав такие группы, как «Тролль гнет ель» и Korpiklaani — они тогда только начинали играть, и это было совершенно новым течением в музыке. Я пришел на их первый московский концерт и наблюдал за реакцией публики. Все, что происходило тогда в зале, было мне очень близко. Я вырос, играя в совершенно разных направлениях: в музыкальной школе выступал с народным оркестром, в студенческие годы начал играть тяжелую музыку. Все это в итоге вылилось в творчество Калевалы.

Есть ли у вашего творчества социальная составляющая?

В первую очередь мы делаем то, что нам нравится. Какой-то идеологической задачи мы перед собой не ставим, но стараемся придерживаться определенных канонов. Возможно, не все в группе к этому стремятся, но иногда мы играем на славянских праздниках. Часто выступаем на празднике Купалы и казачьих гуляниях.

Какие инструменты вы используете в своих песнях?

Мы постоянно пробуем новые инструменты, ищем разнообразное звучание. На больших концертах с нами всегда играет аккордеонист. Также используем большое количество духовых инструментов: от волынки до вислы. На запись альбомов «Ведьма», «Луна и грош» и сингла «Волчий зов» мы приглашали Володю Решетникова из «Арконы», он записывал партию волынки. На нашем последнем альбоме можно услышать колесную лиру и казачий хор. На альбоме «Доху я купила» активно используется виолончель. Сейчас наш основной состав – это четыре человека: я на гитаре, Ксюша отвечает за вокал, Денис на барабанах и Леша на бас-гитаре. Есть еще пятый участник, Иван Андрианов, который играет с нами на акустических концертах, исполняя партии балалайки.

Группа существует уже на протяжении семи лет. Сменилось ли за это время отношение к творчеству и уже написанным песням?

Мы стали более требовательными, выросли в музыкальном плане, многое повидали, многое пережили. Работы всегда хватает, и дела идут в гору. Отношение к творчеству не поменялось – для нас оно всегда было самым важным. Раньше мы довольно часто выпускали альбомы, примерно раз в год. Но сейчас стали более требовательными к себе, и нам нужно больше времени на запись новых песен. Для слушателя это не так важно, как для нас. Многие не найдут отличий между первым и последним альбомом. Но для нас это важно, важно, как мы звучим и какую музыку выдаем в итоге.

Помимо музыкальной части в группе на тебе лежит еще и менеджмент. Как получается соединять это с творчеством?

И танцует и поет, и сам билеты продает. (Смеется).Если хочется чего-то достичь, то приходится жить по принципу«постоянная работа, постоянное самосовершенствование». Порой бывает очень сложно, но результат того стоит. Конечно, времени не всегда на все хватает, потому стараюсь каждый день правильно распределять свое время, чтобы успеть сделать все, что задумал. Немного времени всегда стараюсь оставить для себя, чтобы сходить в спортзал или просто поиграть на гитаре. Но тут мне, пожалуй, немного проще, чем людям, работающим в офисе с 9 до 6. Я могу сам менять свой график. Нужно соблюдать баланс между работой и отдыхом, чтобы не забывать о будущем и не останавливаться на достигнутом.

Практически все участники вашей группы дают уроки музыки. Как попасть к вам на занятия: нужно пройти отбор, иметь абсолютный слух или продать душу дьяволу?

Нет никакого конкурса. Нужно просто списаться с конкретным участником группы, договориться о времени. У меня, честно говоря, график очень забитый. Когда группа не на гастролях, то практически каждый день есть занятия с учениками. Ксюша раньше вела занятия на дому, а сейчас снимает помещение на Преображенке и ездит туда почти каждый день как на работу.

Ты строго относишься к ученикам? Ругаешь за несделанную домашку?

Все зависит от ученика. Иногда люди перманентно ничего не делают дома, и бесполезно им что-то говорить. С такими учениками занятия заканчиваются очень быстро.

Как часто нужно заниматься начинающему гитаристу, чтобы разработать пальцы, научиться импровизировать?

Если есть трудолюбие, усидчивость – то разового занятия в неделю с преподавателем будет вполне достаточно. Но нужно при этом обязательно заниматься дома. Час-два – это минимум, если ты хочешь более или менее нормально владеть инструментом. А если планируешь играть серьезно, то нужно заниматься минимум по 3-4 часа в сутки, посвящать гитаре все свое свободное время. Были периоды, когда я музицировал по 6-7 часов в день. Тогда был стимул – я занял 2-е место в международном конкурсе «Лидер-гитарист -2009». Через неделю после этого у Калевалы вышел альбом «Кукушкины дети», я решил, что институт мне не нужен, и с головой ушел в музыку.

Вы часто гастролируете. Можешь рассказать о своем самом запоминающемся концерте?

Наверно, это концерт на Красной площади. На нем собралось около 20 тысяч человек, а наше выступление показывали в прямом эфире по телевидению, и все родственники могли видеть нас прямо с голубых экранов. Аудитория была разная: рокерами там и не пахло. Но нас хорошо приняли. Не так, как на рок-концерте, но мы были очень довольны. А вообще, происходило очень много интересных случаев. В каком-то городе на open-air фестивале нам довелось выступать на сцене, сбитой из досок. Среди публики присутствовали исключительно дамы преклонных лет, а у самой сцены единолично отплясывал бомж. На другом фестивале, когда мы играли акустику, к нам подошел местный житель и сказал: «Ну, вы можете сыграть что-нибудь нормальное?».

Надо было Цоя спеть под расстроенную гитару.

Надо было, конечно. Сразу и не пришло в голову.(Смеется)

Слушаешь ли ты сам пластинки Калевалы?

Знаешь, я пишу в первую очередь то, что мне нравится слушать самому. Если что-то не устраивает – переделываю, чтобы мне все понравилось. Могу с удовольствием включить любой наш альбом, переслушать и кайфануть.

А любимая песня есть?

Нет наверное, все любимые.

До 2010 года ты работал в сайд-проекте, группе LenthalGuest. Почему музыканты вообще создают сайд-проекты?

Я не сказал бы, что это был сайд-проект. Это группа, в которой я выступал еще со школьных времен. После музыкальной школы мы как-то собрались и стали репетировать в гараже – так все и началось. В 2010 все закончилось на написании нового альбома. Мы записали 10 песен, но в это время у Калевалы вышел альбом «Ведьма», начались туры по стране, времени стало совсем мало, и я понял, что нужно выбирать что-то одно.

Заметила у тебя в арсенале несколько занятных гитар. На чем играешь?

Есть очень необычная гитара Yamaha Silent, ее мне подарили на конкурсе «Лидер-гитарист». Очень рад, что выиграл именно ее, я бы не догадался купить себе такую же. Это очень удобный инструмент для гастролей: корпус складывается и становится размером со скрипку. Эту гитару я использую на акустических сетах в концертах. Либо бывает так, что в некоторых песнях я играю на акустике, а потом соло исполняю на этой гитаре. В записи же я использую другую гитару, т.к. снятие звука микрофоном предполагает корпусный инструмент. Для таких случаев у меня есть Martin&Co. Из электрогитар у меня сейчас два основных инструмента: Gibson Flying V 1989 года и Framus diablo custom – тоже очень хороший инструмент. Долгое время была у меня такая гитара, как Gibson Les Paul standart, на которой я записывал все альбом группы «Невидь» и первый альбом «Калевалы». Со временем я продал эту гитару, потому что играл на ней все реже. Еще есть в коллекции басовая гитара – Fender jazz bass.

После чего появилось желание пойти заниматься музыкой?

Мне было лет 9, когда я услышал Чижа и затер все аудиокассеты почти до дыр. После чего попросил родителей отдать меня в музыкальную школу. Желание заниматься музыкой возникло само по себе. Потом стал ходить на курсы электрогитары в Рок-гимназию, и классе в 11-м начались наши первые выступления в «Р-клубе» на Тульской и в «Релаксе». А когда поступил на первый курс в институт, стал играть в «Невиди». Все началось очень рано.

Можешь назвать группы, которые готов слушать всегда: в любом настроении и при любых обстоятельствах?

Сейчас это Offspring и Чиж. Калевалу тоже люблю слушать. (Улыбается) Вообще можно достать плеер и посмотреть. Там много всего: от блэка до фолка, есть жесткий метал. Не придерживаюсь рамок. Раньше считал себя заядлым трешером, слушал Slayer, Sodom, Megadeath.

Каково это: играть на одной сцене с группами, творчеством которых ты восхищался?

На самом деле, я уже спокойно к этому отношусь. Можно сделать пару совместных снимков. Так, недавно на Малоярославце Ксюшу сфотографировали с Кипеловым, а меня с его барабанщиком Манякиным. Но это уже больше, как говорится, «для отчётности, для инстаграма». (Улыбается)

Ты часто выступаешь на фестивалях. Присутствует ли на таких мероприятиях дух соперничества? Какой опыт может вынести молодая группа с крупных фестов?

На разных мероприятиях всегда бывает по-разному, но особого духа соперничества я не замечал. Обычно все очень дружелюбны и вежливы. Иногда ты сам начинаешь оценивать какие-то группы со стороны, и думаешь: «Вот эти крутые, а эти так себе». (Улыбается) Как такового фестивального опыта не могу выделить, любой концерт — это, так или иначе, опыт.

У вас в графике сейчас намечается два месяца перерыва: это такой мини-отпуск, или будете реализовывать новые творческие задумки?

Не все концерты вывешиваются на сайте, и не все концерты там нужны. К примеру, через две недели у нас будет концерт в Троицке. Также мы будем играть несколько акустических концертов на дне города. Стараемся особо не заявлять о таких выступлениях. Потом у нас будет небольшой перерыв: хотим заняться клипом на песню «Нагрянули». А в конце сентября мы будем уже в Краснодаре и Ставрополе.
4 октября пройдет сольный концерт в Москве – так мы отметим наше семилетие. У нас есть хорошая традиция: каждый год в октябре мы играем большой концерт. Эта дата служит отправной точкой, первый концерт состоялся в 2007 году 5 октября. На концерте помимо тяжелых песен будет небольшой акустический сет с балалайкой. Всего будет исполнено около 30 песен.
После московского концерта мы отправимся в Тулу, Нижний Новгород, Арзамас, Киров. Возможно, в этом небольшом туре появятся еще города.

Беседовала:

Надежда Буяльская

Фото:

Мария Поспелова

Выражаем благодарность ресторану Mazo Café за помощь в организации фотосъемок.

Kalevala — Son-Reka (Official)