С Натой Смириной мы пересеклись в самом начале очередного украинского тура ее невероятной группы Pur:Pur. Мы поговорили о «Евровидении» и соперничестве на нем с Андреем Запорожцем, очередном всплеске интереса к харьковскому року и «форматной» музыке. Осенью Pur:Pur вернется в Россию и все станет гораздо интереснее.

Rock Cult: Начнем с банальностей, без которых никуда. Мои источники в Киеве еще до первого полуфинала «нашептали», что Джамала победит в отборе на «Евровиение».

Ната: Знаете, когда я увидела список полуфиналистов, то я тоже так подумала.

Rock Cult: Не чувствуется такой себе фатум, предопределенность, когда выходишь на сцену в таком конкурсе?

Ната: Нет, почему? Во-первых, из всех участников Джамала была на самом деле самой популярной. То есть у нее к тому моменту был семилетний концертный опыт, и это были концерты в достаточно крупных залах.

Rock Cult: А еще у нее три альбома, несколько синглов и так далее…

Ната: Да, и достаточно успешное прошлое с «Новой волной», где она победила, и клипы по «М1». То есть на центральных каналах она достаточно часто была. Она начала менять формат в более интересную для нас, музыкантов, музыку. Это интересней и качественней, как нам показалось, и менее попсово. Это мировой поп, в общем, хорошем смысле этого слова. Может сейчас она пошла немного на спад, но это было приятно слушать. Я была у нее на концертах в ККЗ, в зале на 1000-1200 мест, и были люди, которые пришли услышать ее старый хит Smile, но, наравне с этим, она все равно проталкивала новые песни. Я понимала, что это развивает людей, их вкус, потому что они пришли, и зная одно, узнали, что есть и такое.

Потому мне кажется, честно, что все очень адекватно. Как по мне, если бы все было куплено, победила бы Петрик, или «Неангелы», правда! Я до последнего надеялась, что победит Джа, и она победила, и мне очень приятно. Насчет SunSay? Да, можно было сказать, что победит SunSay, потому что у него песня сильней, или еще что-то, но его меньше знают в Украине. Хотелось, конечно, чтобы его знали лучше, но ККЗ «Украина» — он никогда не собирал такого количества зрителей. 5’nizza — безусловно, но это все-таки 5’nizza.

Многие люди, которые знают 5’nizza, путают Бабкина с Запорожцем, хотя я не знаю, как их можно перепутать. Для меня это две совершенно разные планеты, два совершенно разных типа музыки, просто полярные направления.

Rock Cult: По меткому выражению моего остроумного коллеги, «Евровидение» это «конкурс аватаров». Не песня против песни, не музыка против музыки, а страна против страны. Видеть вас там было не очень логично, потому что вы — это больше про музыку, чем про все остальное…

Ната: Для меня этот год — это год экспериментов. Группе уже 8 лет, и за эти 8 лет мы не добились того успеха, которого хотелось бы добиться. Все время что-то происходило, мы все время что-то меняли, мы меняли внешний стиль, мы меняли стиль музыки, которую мы играем, но это не приводило к тем результатам, которых бы нам хотелось.

Rock Cult: То есть у вас есть такая офисная доска, где вы отмечаете сроки и цели?

Ната: Ну, не сроки и цели… В этом году, например, я поставила срок. Я дала нашей группе еще один год.

Rock Cult: А что будет потом?

Ната: Я хотела завязывать вообще с музыкой, но у меня, наверное, не получилось бы. Это такие моменты слабости, которые иногда возникают: все, больше не могу! Очень тяжело все это делать без поддержки, без финансовой стороны, когда нет продюсера, когда делаешь все это сам на ощупь, когда ты сам не до конца понимаешь, как это работает, ты нащупываешь, ты ищешь — и, конечно, бьешься лбом в стену. И когда тебя 8 лет называют неформатом — от этого можно, если честно, в какой-то момент просто сдуреть. Потому что тебе кажется, что у тебя очень форматная музыка, совершенно понятная, ничего в ней такого страшного нет. В этом году я решила, что мы будем делать все то, чего мы никогда не делали. Например, мы никогда не участвовали в конкурсах.

Конкретно с «Евровидением»…. Я была уверена, что никто нас никуда не выберет, и вообще никуда мы не пройдем. Когда мы отсылали песню, мои слова были такие: «Пусть послушают, пусть знают, что мы есть, что мы такое делаем». Мы не выбирали песню, это была единственная песня, которая у нас была готова. Это сингл, который мы на тот момент выпустили, и это была единственная песня, которую мы могли выслать. Клип на эту песню снимался в декабре, у нас все шло своим чередом, мы не надеялись, что мы вообще будем где-то участвовать.

Если честно, я не думала, что у этого конкурса будет телевизионный формат. Я думала, что они просто послушают, повыберают и выберут. И потом объявят: от Украины на «Евровидение» поедет такой-то. Как я понимаю, в России так и происходило.

Rock Cult: Как насчет концертов в России? Их стало меньше?

Ната: Почему меньше? Просто сейчас весна — мы ездим по Украине, а осенью мы ездим по России, потому что это разные стороны. Невозможно туда-сюда ездить, удобней так — поехал, и поехал. Просто сейчас у нас большой тур по Украине, а осенью мы планируем тур по России.

Rock Cult: Это больше финансовая мотивация, или желание донести свою музыку до слушателей?

Ната: У нас сознательная позиция следующая: мы ездим в Россию играть концерты. Я не поддерживаю политику, которую ведет российское государство, президент и так далее, но я считаю, что есть политика, есть какие-то государственные деятели, политики, а есть люди — и это совершенно разные вещи. Мы ездим к нашим слушателям, я знаю, что нас там ждут, нас любят и мне очень приятно, что на наши концерты приходят только адекватные люди.

Я совру, если деньги тут не играют никакой роли, что это для меня совершенно не важно. Я считаю себя гражданином Вселенной, в принципе. Мне кажется, людей нужно делить не по странам, а по убеждениям. Мне очень радостно, что на наши концерты, везде, куда бы мы ни поехали, приходят волшебные, удивительные, открытые, добрые, честные и прекрасные люди. Мы будто бы собираем единомышленников.

У нас раньше все время спрашивали, как вы видите своего слушателя. В принципе, у нашего слушателя нет возраста. Я не могу сказать, что это, например, от 25 до 35. На нас приходят и взрослые люди, но все это люди определенного склада ума, склада характера и они прекрасны, где бы мы ни играли. Мне очень приятно, что мы собираем вокруг себя адекватных, чудесны людей, которые приходят слушать музыку.

Rock Cult: У вас музыка полутонов, тихих звуков и их оттенков. Как вам удается добиться того звучания, которого бы вам хотелось в небольших залах с аппаратурой среднего уровня, которую предлагают организаторы в небольших городах?

Ната: Мы стараемся, пытаемся, верим… Что-то может получиться лучше, что-то может получиться хуже, но я бы не сказала, что мы «тихая» группа. Вы нас сейчас услышите. Мы давно отходим от камерного звучания, и я мечтаю о стадионе.

Rock Cult: Когда приходишь на AC/DC и все прыгают, то все понятно. Как обычно выглядит «рубилово» на вашем концерте?

Ната: Мы до сих пор не победили это внутреннее ощущение сказочности и легкости у людей. У людей на наших концертах еще не получается «рубиться», но я надеюсь, что со временем мы поменяем формат и это у них получится. Хотя бы «прокачаться»… Пока они кивают головами. Наверное, местами что-то кажется им сложным. Совсем прямо уж примитивно мы делать не то чтобы не хотим и не умеем — мы не чувствуем это так. Мы делаем то, что мы чувствуем, то, как мы чувствуем, и то, как нам кажется хорошо. Специально в какой-то формат запихивать себя у нас не получится. Это будет вранье самим себе, а этого мы не хотим делать.